Архитектурно-функциональные решения

Соборы Марселя и Фрежюса

Соборы Марселя и Фрежюса
Оценить статью

8Мы видели, что большинство религиозных сооружений севера, Пуату, Оверни и Бургундии берут начало от латинской базилики. В части Аквитании и на берегах Рейна, в виде исключения, церкви были возведены без боковых нефов.

В Провансе и на территории графства Тулуза вплоть до XIII века мы встречаем следы религиозных сооружений, которые восходят к античным образцам.

Типичным образцом таковых является базилика Константина в Риме — это неф, перекрытый крестовыми сводами, поддерживаемыми внутренними контрфорсами, перекрытыми сводами в форме полуциркульной арки.

Соборы Марселя и Фрежюса — архитектурные памятники, близкие античным, сохранили первоначальный замысел.

В графстве Тулуза, кроме тулузского собора, который датируется XII веком и который построен по этой системе, не сохранилось ничего, предшествующего альбигойским войнам.

Но начиная с XIII века эта архитектурная традиция снова возрождается.

В Каркассоне две церкви, возведенные жителями города по приказу Людовика Святого, воспроизводят это расположение нефов без боковых нефов с внутренними контрфорсами, подпирающими главный свод.

Правда, в то время свод на стрельчатых арках заменил римский крестовый свод, а травеи, гораздо менее широкие, чем неф, образуют капеллы между контрфорсами.

В ограждающей стене, которая закрывает капеллы и возвышается над ними, расположены широкие окна, которые освещают внутреннее помещение.

Алтарь этих церквей состоял либо из одной апсиды, как в церкви Монпеза (Тарн-и-Гаронна), конец XIII века, либо из трех апсид — одной большой и двух маленьких, как в Каркассоне.

Большинство этих церквей предварял нар-текс, над которым возвышалась колокольня, размещенная по оси церкви.

В XIV веке большой собор Альби был построен именно по такой схеме.

Единственная разница — в нем два яруса капелл, полностью прячущие контрфорсы вовнутрь и стрельчатые своды капелл второго этажа, опирающиеся на боковые арки нефа.

В оградах высоких капелл прорезаны длинные и узкие окна.

Вместо трех апсид в восточной стене, как в двух церквях Каркассона, хор Альби завершается семью двухъярусными радиальными капеллами, как капеллы нефа.

Эта структура грандиозна — неф Сент-Сесиль в Альби имеет не менее 17,7м2 внутри стен, но для католического богослужения большие церкви без боковых нефов не совсем удобны.

Ничто в этом большом нефе не указывает на место расположения верующих и духовенства, поэтому в Альби были вынуждены устроить в XVI веке хор, закрытый элегантной ажурной каменной конструкцией, которая образовывала подобие обхода вокруг алтаря с небольшими капеллами.

Этот памятник архитектуры без боковых нефов, без трансепта, в котором алтарь представляет собой как бы мебель, привнесенную постфактум, является скорее залом, чем собором, приспособленным для проведения в нем церковных служб.

Капеллы второго этажа, которые соединяются между собой небольшими дверцами, функционально не оправданы, напротив, они затемняют внутреннее помещение.

Этот собор, построенный из кирпича, был покрыт росписью, которая датируется концом XV века и началом XVI. Декор производит незабываемый эффект и уравновешивает тяжесть сводов, которые по причине огромной ширины нефа начинаются почти на половине общей высоты внутри стен.

Контрфорсы, спрятанные внутри, скрывают окна и обнажают опоры, на которых покоятся плоские и тонкие своды.

Лишенное росписей, это внутреннее помещение казалось бы мрачным и тяжеловесным и не выдерживало бы сравнения с наиболее значительными соборами севера.

Собор Альби породил несколько копий — аббатские церкви Муассака, Сен-Бертран де Комменж, например.

Этот тип собора не вышел за пределы территории, где он развивался, но задержался там вплоть до эпохи Возрождения.

Юг Франции был истощен религиозными войнами в XII и XIII веках, там могли строить лишь незначительные сооружения — в основном это были церкви с одним центральным нефом, без боковых.

Этот тип религиозных сооружений подчинялся суровой необходимости, его простая конструкция была гораздо менее дорогостоящей, чем церкви севера страны с трансептами, боковыми нефами, радиальными капеллами вокруг хора, верхними галереями, аркбутанами и большими окнами с импостами, украшенными роскошными витражами.

Недавние гражданские войны оставили свой отпечаток — религиозным зданиям придавали вид военных строений, и многие из них действительно были надежно укреплены.

Аббатская церковь Муассака была укреплена во времена альбигойских войн.

Соборы Альби, Безье, Нарбонна и почти все приходские и монастырские церкви, возведенные в XIII и XIV веках, были защищены как настоящие крепости.

Вследствие этого они приобретали простые формы, имели узкие и редкие оконные проемы снаружи, были увенчаны зубчатыми башнями, машикулями, окружались поясами укреплений, возводились в местах, уже надежно защищенных природой, в них открывались только боковые двери — часто спрятанные, труднодоступные, защищенные оборонительными сооружениями.