Архитектурно-функциональные решения

Строительство крепости

Строительство крепости
Оценить статью

111Машикули, которые мы видели в Пюи, не единственный пример такого рода в Оверни. Церковь Руайя близ Клермона увенчана машикулями, конструкция и стиль которых также заслуживают внимания. В те времена архитекторы, руководившие строительством оборонительных сооружений, вовсе не придерживались мнения, что уродливые и вульгарные формы являются неотъемлемым признаком такого рода зданий под предлогом того, что ради целесообразности можно пожертвовать всем остальным.

И то, что эти сооружения отчасти являлись произведениями искусства, нисколько не влияло на их прочность; архитектор умел быть гибким, способным удовлетворить и порой даже самостоятельно определить насущные потребности, и в то же время создать строение, приятное для глаз, благодаря тщательной и верной проработке мельчайших деталей. Конечно, когда при строительстве крепости или форта искусство проявляет себя, создавая скульптурные или нарисованные изображения безобразных чудовищ, предназначенных для устрашения нападающих, как это принято, например, у китайцев, то это не вызывает ничего, кроме смеха; однако когда, напротив, искусство не предается подобным ребяческим забавам, а, подчиняясь законам возведения защитных сооружений, умеет придать прекрасную форму даже и мельчайшим деталям, не забывая при этом об их назначении, и стремится лишь к созданию наиболее прочной и продуманной конструкции, то не стоит мешать его проявлениям.

Итак, одно лишь искусство способно облечь в подходящую форму любые потребности, в том числе самые заурядные, и мы не увидели бы ничего плохого, если бы в современных военных постройках внешний вид находился в гармонии с их предназначением. Конечно, было бы смешно в наши дни увенчивать машикулями ворота, казармы или другие военные здания; однако не менее нелепо строить их в виде особняков с римскими пилястрами, профилируемыми карнизами, следуя правилам Виньолы, и украшать оконные и дверные наличники в соответствии с советами, почерпнутыми из трактатов по архитектуре, которые в изобилии можно найти на прилавках продавцов гравюр. Все примеры различных частей архитектуры Средневековья, свидетельствуют о том, что каждый элемент точно выполняет свое предназначение, и военные сооружения ни в чем невозможно спутать с гражданскими или религиозными зданиями.

Каждое из этих строений имеет соответствующий облик, а каждая его деталь является частью заданной программы, и чем больше необходимость диктует определенную форму, чем более непреложной оказывается исходная потребность, тем более ярко выраженным является ответ архитектуры на этот запрос. И мы получим дополнительное подтверждение тому, продолжив наше исследование, посвященное машикулям.

Между каждым контрфорсом расположены четыре аркады. Архитектор понял, что для защиты машикули нужны не только над передней частью здания, но и по углам, а потому расположил выступы консолей С таким образом, чтобы, следуя плану промежутков между амбразурами парапета, угловые консоли являлись поддержкой для широких угловых машикулей. В затейливых изгибах этих консолей в полной мере проявился художественный вкус автора.

Что касается северных провинций, там машикули появляются только в конце XIII века. Большая доступность древесины и удачный для фортификационных сооружений рельеф этой местности способствовали более длительному использованию системы деревянных галерей.

Например, в защитных сооружениях Каркассона, выстроенных по приказу Филиппа Смелого в 1285 году, нет и намека на машикули, хотя в центральных и южных провинциях этот элемент фортификации уже был широко распространен. Однако Каркассон стоял посреди густых лесов, и к тому же его строительством занимались архитекторы из северных провинций. Зато в этот же период в Бургундии, где в изобилии встречается прочный и красивый известняк, применение машикулей становится все более и более распространенным.

В частности, мы можем увидеть их на башне замка Монбар; эти машикули не образуют сплошного ряда, а представляют собой своего рода выступающие эркеры на наружных сторонах башни, основание которой имеет форму квадрата с тремя усеченными гранями. Таким образом, эти машикули защищают только плоскости стен, но не углы. Стены и наружная сторона этой выступающей лоджии состоят из трех плит толщиной 20 см., а коническое перекрытие сделано из двух камней.

Отверстие машикулей расположено практически на высоте продольных балок зубцов, так что, чтобы сбросить метательные снаряды на осаждавших, необходимо было сначала приподнимать их. Парапеты между машикулями надстроены пинаклями, прорезанными бойницами со стороны длинных стен и оснащенными железными крюками, также как и боковые стенки машикулей, на которые крепили деревянные створки.