Архитектурно-функциональные решения

Своды соборов Анже и Пуатье

Своды соборов Анже и Пуатье
Оценить статью

21Для возведения сводов по системе, подобной той, что использовалась для сооружения нартекса Везле, требовались либо деревянные конструкции без поперечных прогонов, если боковые стены возводились только до точки Е, то есть до высоты замка боковых арок, либо надстройка этих боковых стен до вершины G больших сводов, если хотели сделать стропильные фермы с поперечными прогонами. Итак, мы видим, что для того, чтобы получить прямые просветы над трифорием в В, архитекторы были вынуждены надстраивать стены нефов. Необходимо было выиграть в высоте как можно больше — тогда пришлось опустить замки подпружных арок больших сводов до уровня замков боковых арок, и, как следствие, основания этих подпружных арок должны были быть размещены под основанием боковых арок. После долгих колебаний в 1220 году вершины подпружных и боковых арок в конце концов достигли одного уровня.

Большие своды нефа и нартекса Везле с трудом смогли отойти от первоначальной формы сплошного цилиндрического свода. Зодчие того времени признавали, что распор цилиндрического свода, распределяющийся по всей его длине, не подходит тем зданиям, опоры которых рассредоточены в пространстве.

Они понимали, что распределить это давление можно только при помощи боковых арок и сводов, пересекающих основной свод, и однако еще не осмеливались свободно расчленить этот свод стрельчатыми арками. Впрочем, они начали лишь к середине XII века использовать выступающие стрельчатые арки, и сочленения сводов не могли поддерживаться без этой помощи, разве что за счет довольно сложных конструкций, которые невозможны в каменной кладке из мелкого песчанистого известняка. Самые древние стрельчатые арки нервюры, выступающие полукруглые валики, простые, двойные или тройные торы — очевидно, первоначально были размещены под ребрами сводов, чтобы их украсить и придать менее холодный и сухой вид сооружению в целом.

В нартексе Везле, например, только два свода имеют нервюры, но это лишь своего рода декор, который не усиливает прочность сводов. Большие, почти купольные своды соборов Анже и Пуатье украшены бесполезными, очень тонкими нервюрами, которые, вместо того чтобы поддерживать заполнения, сами поддерживаются ими при помощи концов кладки, проникающих в нервюры, едва выступающие под поверхностью сводов. Но вскоре, во второй половине XII века, северные архитекторы берут на вооружение этот декоративный орнамент, чтобы организовать систему построения нервюрных сводов.

Они придают нервюрам достаточно большую толщину и силу не только для того, чтобы укрепить их за счет кладки клинчатыми блоками, но еще и для того, чтобы использовать их в качестве кружал, которые поддерживают (сферические) треугольники заполнения, образующие таким образом маленькие своды, независимые друг от друга и передающие всю свою нагрузку этим кружалам. С введением этого принципа строительства архитекторы, наконец, полностью смогли контролировать давление сводов и распределять его и направлять на точки сопротивления. В результате умелого применения этого принципа им быстро удается перенести вес и распор огромных сводов на исключительно тонкие опоры, имеющие минимальную площадь в горизонтальном сечении.

Большинство авторов, писавших о религиозной архитектуре Средневековья, восхищались чрезмерной высотой этих нефов и хотели придать этому некий символический смысл. В конце XIII века и в XIV и XV веках было принято строить максимально высокие религиозные сооружения, независимо от конструктивной необходимости.

Но если внимательно изучить памятники религиозной архитектуры на севере Франции, то можно поразиться тем усилиям, которые архитекторы предпринимали для того, чтобы, напротив, уменьшить, насколько возможно, высоту нефов. Простой пример объясняет то, что мы имели в виду.

Предположим на мгновение, что нам необходимо построить церковь с параметрами, принятыми в конце XII века: неф должен иметь (ширину) 12 метров от оси одной опоры до другой, боковые нефы — 7 метров. Для того чтобы боковые нефы имели соответствующие пропорции в высоту и достаточно высокие оконные проемы для освещения центрального нефа, они должны были быть не менее 12 метров в высоту до замка сводов. Эти боковые нефы необходимо перекрыть кровлей в 5 метров в высоту, включая толщину свода, таким образом, мы получаем высоту в 17 метров, считая до вершины кровли боковых нефов.

Добавим к этому покрытие кровли и подоконники, вместе 1 метр, затем высоту верхних окон, которая не может не превышать как минимум вдвое ширину промежутка пилонов, если мы хотим получить соответствующую пропорцию. Итак, при ширине боковых нефов в 7 метров промежуток между опорами нефа составляет 5,5 метров, что даст высоту окна 11 метров.

Добавим к этому толщину замка этих окон 0,4 м, толщину боковых арок 0,3 м; толщину свода 0,25 м, обвязку крыши 0,6 м, и мы получим, ограничивая себя самыми скромными высотами, высоту в 32 метра до основания большой кровли и в 30 метров под замком. Поскольку расстояние между пилонами нефа составляет 10,5 м, то неф по высоте в три раза превосходит свою ширину.