Архитектурно-функциональные решения

Святые капеллы

Святые капеллы
Оценить статью

85С первых веков христианства было возведено большое количество молелен в местах, ставших свидетелями мук святых. Эти молельни состояли чаще всего из крипты с маленькой церковью над ней. «Когда святые Дени, Рюстик и Элетер страдали от мучений, — говорит Дюбрель, — добрая христианка, звавшаяся Катюлль, жила в деревне, которую назвали ее именем: именно она похоронила тела вышеуказанных мучеников в маленькой часовне (в низовьях холма Монмартр), до которой (благодаря великому чуду) Святой Дени нес свою голову в руках после того, как он был обезглавлен, каковая (капелла) была перестроена во времена Святой Женевьевы…

Оная капелла была двойная, а именно: одна — малая, почти углубленная в землю, другая же, большего размера, была сооружена над ней. Но внизу под всем этим сооружением была еще одна капелла или подземный подвал, которая, однако, оставалась неизвестной нашим предкам до 1611 года…

» Подобное устройство капеллы на двух уровнях остается традиционным на протяжении раннего Средневековья.

Мы видим, что оно сохранилось еще в знаменитой Сент-Шапель де Пале, построенной Людовиком Святым в Париже, хотя у него не было намерения посвятить хранению реликвий нижнюю капеллу.

Напротив, в Париже именно в верхней капелле были помещены терновый венец, части настоящего креста и святые реликвии, собранные Людовиком IX. Нижняя часовня была предназначена для обитателей дворца и для публики, а также для погребения каноников.

Из всех придворных капелл, которые существовали во Франции, Парижская является одной из наиболее старинных и наиболее сохранившихся.

Она была начата в 1242 или 1245 гг. и закончена в 1247 г., воздвигнута на месте двух молелен, одна из которых была построена в 1154 г. в честь Святой Богородицы, другая, построенная в 1160 г., в честь — Святого Николая.

Жером Моран утверждает, что современная Сент-Шапель двойная именно для того, чтобы напоминать эти два основания, на которых она выросла.

Мы в этом видим скорее влияние предшествующих традиций, как уже было сказано, и, главным образом, необходимостью, продиктованной расположением самого дворца.

Таким образом, верхняя часовня находится на одном уровне с помещениями первого этажа и королевскими апартаментами, в то время как нижняя капелла, расположенная на уровне земли с внешней стороны, могла быть предоставлена публике.

Во все времена это здание, возведенное мэтром Пьером де Монтеро, справедливо считалось шедевром.

Король Людовик Святой не экономил ни на чем, стремясь сделать из этого строения настоящую жемчужину столицы своих владений.

Что удивляет, так это минимальное количество времени, затраченное на его строительство.

Если оценить это время даже с большим запасом, очевидно, что Сент-Шапель была полностью возведена за пять лет. На строительство, оформление и приобретение ценных реликвий, которые здесь хранятся, было потрачено восемьсот тысяч ливров.

При внимательном и скрупулезном изучении археологических раскопок Сент-Шапель, точность исторических дат не вызывает сомнений.

Способ строительства и оформления принадлежит именно этому короткому промежутку XIII века.

Во время царствования Филиппа Августа и Людовика Святого развитие архитектуры идет столь скоро, что за период в пять лет происходят значительные изменения.

Это здание великолепно от основания до самой верхней точки.

Это уже не суровая незыблемость вершин собора Парижской Богоматери (1230 г.), но и не тонкость двух концов трансептов той же церкви (1257 г.). Пьеру де Монтеро было также поручено возведение капеллы, посвященной Пресвятой Деве в ограде аббатства Сен-Жермен де Пре. Эта часовня была основана в 1245 г. аббатом Гуго.

Надо отметить, что довольно многие фрагменты этой постройки, сохранившиеся до нашего времени, свидетельствуют о поисках, о более утонченной работе в декорировании и лепке: они уже напоминают портал Святого Стефана собора Парижской Богоматери и весьма далеки от элементов Сент-Шапель.

Дело в том, что часовня Пресвятой Девы Сен-Жермен де Пре была закончена только при аббате Тома, умершем в 1255 г. Таким образом, Сент-Шапель де Пале и капелла в Сен-Жермен де Пре были построены с интервалом приблизительно в пять лет. Разница во времени ощущается в стиле обоих зданий.

Таким образом, Сент-Шапель де Пале возводилась на четыре-пять лет позднее, так как даже в ее верхних частях не заметны эти изысканность и утонченность.

Надеемся, нас простят за то, что мы так заостряем внимание на этом пункте, но тем самым нам хотелось бы еще раз отметить ту быстроту, с которой мастера искусства строили свои здания в XIII веке, когда их не сдерживало отсутствие ресурсов.

Кроме того, нам бы хотелось разрушить слишком широко распространенное даже среди просвещенных людей мнение о том, что здания той эпохи возводились всегда очень медленно.

Оказавшись в Сент-Шапель де Пале, нельзя не задуматься, как такая работа, вызывающая восхищение множеством и разнообразием деталей, чистотой выполнения, богатством декорирования и красотой материалов, могла быть завершена за столь короткий промежуток времени.

От основания до конька крыши она полностью выстроена из отборного твердого камня, соединенного в замок.

Каждый пласт скреплен железными скобами, вылитыми из свинца; шлифовка и кладка выполнены с удивительной точностью; скульптура высечена с особой заботой.

Здесь нигде не найдешь небрежности, характерной для спешки.

Однако в том виде, в котором она существует сегодня, Сент-Шапель де Пале лишена своей важной пристройки, которая уже сама по себе была памятником: мы хотим сказать о сокровищнице хартий, размещенной с северной стороны и построенной одновременно с самой капеллой.