Архитектурно-функциональные решения

Влияние военной жизни на религиозную

Влияние военной жизни на религиозную
Оценить статью

20120903191226Зарождение в XIII веке нового политического строя неизбежно влекло за собой и изменение положения монастырей; и надо сказать, с тех пор, как отпала необходимость бороться со злоупотреблениями светских сеньоров, невежеством и тупостью крестьян, расчищать неосвоенные земли и т. п., влияние монастырей значительно ослабело. Их богатства и влияние, которое они имели как представители церковной власти и в то же время как земельные, т. е. феодальные сеньоры, неминуемо привели к зарождению внутри монастырских стен привычки к роскоши, что никоим образом не было совместимо с монашескими обетами. Святой Бернар неустанно боролся со злоупотреблениями, которые уже в его эпоху могли привести к скорому упадку религиозных орденов; уйдя из Сито, он попытался снова возродить следование уставу Св. Бенедикта в его первоначальном виде, со всей чистотой и постоянством соблюдения основных принципов, и пока он был жив, эта идея пользовалась колоссальным успехом. В его время монашеская жизнь завоевала огромное духовное влияние и распространилась даже на учреждение и развитие военных орденов.

Тогда не было ни одной правящей семьи, которая не имела бы своего представителя в одном из монастырей Запада, а большинство настоятелей происходили из благородных семей. Монашеский институт стоял в ту пору во главе цивилизации.

Со дня, когда установилась королевская власть и у Франции появилось настоящее правительство, эти небольшие религиозные республики стали понемногу терять свою значимость. Они слишком погрузились в выполнение своих обязательств как монахов, землевладельцев, просветителей, а та деятельность, которую они вели вне стен монастыря в течение XI и XII веков, не находила более достаточного спроса и потерялась во внутренних спорах, нанося тем самым большой ущерб институту в целом.

Начиная с XIII века все меньше дворян уходили в монастыри, отдавая предпочтение военной карьере и начиная пренебрегать религиозной жизнью, которая могла предложить только внутреннее и весьма ограниченное существование. Постепенно дворянство предоставило монастырям возможность существовать самим по себе, и те превратились в своего рода богатых и мирных собственников, объединенных внутренней дисциплиной, становившейся все менее и менее жесткой. Вскоре аббаты, которые по отношению к королю считались феодальными сеньорами, были вынуждены подчиниться всеобщему политическому порядку; пока светская власть была раздроблена, настоятели монастырей сохраняли и даже усиливали свое влияние; но как только произошло объединение феодальных сеньоров с королевской властью под знаком национального единства, противостояние с центральной властью более не могло продолжаться и становилось бессмысленным, к тому же оно противоречило самому духу монашеских орденов, которые все это время как раз и стремились создать такую власть, которая выступила бы объединяющей силой.

Таким образом, крупные религиозные учреждения утратили свою независимость и перестали играть роль на политической сцене. И только орден тамплиеров, благодаря особенностям своего создания, сохранил влияние в государстве и продолжал принимать участие во внешних делах, соединив былую силу религиозных орденов с военной мощью, он несколько омрачал существование королевской власти, и как мы знаем, в начале XIV века монархия все же уничтожила его. Начиная с XIII века влияние военной жизни на религиозную становится заметным и в монастырской архитектуре. Все, что строилось настоятелями монастырей в этот период, несет на себе отпечаток их нового политического состояния; аббатства набирали силу именно в качестве феодальных сеньоров.

Если раньше монастырская ограда скорее напоминала изгородь вокруг сельскохозяйственных угодий и вряд ли могла противостоять военным нападениям, то в XII веке облик монастырей теряет свой мирный характер, и они превращаются в укрепленные города или даже крепости в зависимости от местности, в которой они были построены. В монастырях цистерцианцев, располагавшихся обычно в пустынных долинах, создать полноценную оборонительную систему было сложно; зато монахи, следовавшие другим уставам ордена бенедиктинцев, часто строились на холмах или крутых склонах, так что могли возвести серьезные защитные сооружения, позволявшие выдержать настоящую осаду или, по меньшей мере, укрыться от вооруженного нападения.

В качестве примера монастыря, сочетающего черты религиозного предназначения с военным характером, можно назвать аббатство Сен-Мишель, расположенное на горе, выступающей в море. Оно было основано, если верить легендам, еще в конце VIII века и неоднократно опустошалось из-за войн и пожаров. В 1203 г., перейдя под юрисдикцию королевской власти, оно было почти полностью восстановлено аббатом Иорданом за счет значительных пожертвований короля Филиппа Августа; преемники аббата продолжали строительство новых зданий вплоть до 1260 г.