Архитектурно-функциональные решения

Внутренняя роспись донжона Куси

Внутренняя роспись донжона Куси
Оценить статью

53Внутренняя роспись донжона Куси состоит всего лишь из продольных белых полос на желтом охристом фоне, с красивыми бордюрами вокруг архивольтов. Вскоре сеньоры перестанут довольствоваться такими скромными и строгими украшениями; они захотят покрыть стены залов сюжетами, персонажами, гербами, легендами.

Феодальное дворянство любило книги, занималось искусством, старалось учить молодых и постоянно демонстрировать им прекрасные примеры рыцарства.

«В году, что насчитывает тысячу четыреста и XVI, и в первый день мая я, сеньор Комон, в возрасте XXV лет, гуляя по одному красивому цветочному саду, где было множество птиц, которые пели красивые и милые песни, причем разными напевами и наполняли меня радостью настолько, что после я глубоко задумался о сути мира, который я видел и слышал вокруг, и я понял, что он — ничто по сравнению с тем другим, который будет длиться вечно…

И тогда мне вспомнились мои внуки, которые так молодые и беспечны, но которым я хотел бы, как, должно быть, каждый отец хочет для своих сыновей, чтобы все удавалось, когда придет их время, и чтобы у них было доброе сердце.

И поскольку природой заложено, что они будут жить после меня, и я не смогу ни наставлять их на путь истинный, ни приказывать им, так как мне придется оставить этот мир, как и всем другим, я задумался над тем, чтобы оставить им книгу советов, в которых я уверен, чтобы показать Им, как нужно себя вести по моему разумению…

». Этот отрывок ярко показывает тенденции феодального дворянства начала XIV века; время дикой грубости прошло; многие сеньоры предавались изучению филологии и искусств, пытаясь окружать себя в своих замках всем тем, что способно было сделать их жилища пригодными для жизни и правильно воспитать дух молодежи.

«…Градоначальник вышеупомянутого города (Мазьер) имеет очень красивый и сильный замок на реке, с крепкими стенами и большими башнями, окруженными со всех сторон машикулями, и внутри него все прекрасно расписано сценами сражений; и найдете вы там разных поколений христиан и сарацинов, подобных и разных, мужских и женских, несущих в себе каждый свой мир». Мы находим следы этих внутренних убранств донжонов уже в XIII веке.

Сюжеты живописи заимствованы здесь из языческой древности.

Часто в этих картинах художники выражали весьма странным образом черты греческой и римской истории, подводя их к рыцарским обычаям той эпохи.

Гектор, Иисус, Сципион, Иуда Маккавей, Цезарь оказывались среди храбрецов наряду с Карлом Великим, Роландом и Готфридом Бульонским.

Каждый герой священной и светской истории имел свой герб, совсем как средневековые рыцари.

Люди, претендующие на рыцарские чувства, мужчины, которые считали куртуазность наиболее красивым из качеств и общество женщин как единственное, способное воспитывать молодежь, должны были, конечно же, уйти из этих мрачных донжонов времен Филиппа Августа.

Однако, как и прежде, надо было думать об обороне.

В XIV веке феодализм отказывается от огромных цилиндрических донжонов; он отдает предпочтение квадратной башне со сторожевыми башенками по углам как наиболее приемлемой форме для жизни.

Именно по этому принципу построил знаменитый Венсенский донжон Карл V. Этот донжон существует и поныне, за исключением нескольких поправок, внесших изменения в детали оборонительной системы.

Этот донжон, защищающий наружные постройки и расположенный с одной из наиболее протяженных сторон крепостной стены замка, защищен обустроенным рвом и квадратной стеной с хорошо защищенной дверью со стороны двора.

Он состоит, как мы уже знаем, из квадратной башни приблизительно сорок метров высотой с четырьмя угловыми башенками, возведенными на фундаменте.

Его верхняя часть защищена двумя уровнями зубцов с бойницами.

Он всегда был покрыт плоской кровлей, установленной на своде.

Во внутренней части каждый этаж был разделен на несколько комнат: одна большая, продолговатая, другая — среднего размера и кабинет, не считая башенок; в большинстве этих комнат были камины, печь, и освещались они красивыми окнами, заканчивающимися архивольтами.

Донжон Тампля в Париже, законченный в 1306 г., был построен уже по такому плану; его верхняя часть, вместо того чтобы заканчиваться плоской кровлей, была покрыта пирамидальной крышей с четырьмя коническими крышами на угловых башенках; но донжон Тампля был скорее сокровищницей, хранилищем уставов, финансов, чем оборонительным сооружением.

Мы считаем бесполезным перечислять примеры донжонов XIII-XIV веков, так как они не имеют отличительных черт в своих строениях; они или квадратные, или цилиндрические: если они квадратные, то очень похожи на башни, построенные в ту эпоху, и отличаются от них только размерами; если они цилиндрические, то начиная с конца XIII века у них сводчатые этажи, и их не сравнить с донжоном Куси, который мы только что видели.

И только когда поменяются феодальные обычаи, когда сеньоры владельцы замка захотят иметь менее закрытые и унылые жилища, тогда донжон откажется от той формы башни, которую он приобрел к концу XII века, чтобы превратиться в защищенную обитель, где есть все то, что может сделать жизнь приятной.