Архитектурно-функциональные решения

Загородная резиденция конца XVI века

Загородная резиденция конца XVI века
Оценить статью

62517212_FrederiksborgCastleHillerodDenmarkВо Франции еще существует достаточно большое количество замков, которые являются переходными между укрепленным жилище сеньоров Средневековья и загородной резиденцией конца XVI века. Их планы часто имеют неправильную форму, как и планы замков XII и XIV веков либо потому, что перестраивая их, использовали старый фундамент, либо потому, что хотели воспользоваться определенными видами, сохранить расположения, уже вошедшие в привычку. Таким был, например, замок Крей, возведенный на острове реки Уазы, начатый во времена Карла V и полностью перестроенный в конце XV века — начале XVI века. Мы приводим его план.

В А был мост, соединяющий остров с двумя берегами Уазы и защищенный небольшим укрепленным замком, в В — вход на нижний двор. В жилище сеньора можно было проникнуть через второй мост С, переброшенный через широкий ров, наполненный водой; в D находился двор, окруженный жилыми зданиями.

Согласно довольно распространенному обычаю, небольшая церквушка, возведенная на заднем дворе, служила часовней сеньору и церковным приходом — жителям города. В Е находился сад, предназначенный для жителей замка.

В этом плане прослеживаются те привычки знати, о которых мы только что говорили, а именно склонность к сложному устройству феодального замка. Замок Крей, хотя и был защищен за счет своего положения в центре реки, совсем не был предназначен для того, чтобы выдерживать осаду.

Однако помимо огромных башен, характерных для средневековых замков, мы видим здесь большое количество башенок, расположенных но бокам, пристроек на выступах фасада. Снаружи они радовали глаз, а внутри образовывали маленькие кабинеты и комнатушки, столь любимые владельцами замков. Вид небольшого укрепленного замка А не нуждается в подробных комментариях: он четко указывает на то, что узкие башни и выступающие пристройки были возведены отнюдь не с целью обороны, а для удовольствия жителей, хоть отчасти и напоминали большую феодальную крепость.

Чтобы передать в мелком масштабе внешний вид старых замков с большим количеством оборонительных сооружений, строили многочисленные сторожевые башни с заостренными верхушками. Но это была лишь игра, каприз богатого сеньора, который хоть и не рассчитывал воевать со своими соседями, хотел, однако, чтобы его резиденция сохранила внешний вид укрепленного жилища. Именно этот принцип, но в более грандиозных пропорциях, лег в основу замка Шантильи, возведенного чуть позже.

Расположенный примерно в четырех километрах от Санлиса, Шантильи является одним из самых великолепных мест этой части Франции. Выбор положения замка определило соседство с просторными лугами, прекрасными лесами и водоемами.

Он еще менее, чем Крей, был предназначен для обороны. Мы приводим план расположения всех строений этой резиденции, которая послужила приютом многим прославленным персонажам и прекрасным умам. Вот что об этом говорит Дюсерсо: «Постройка состоит из двух участков: первый — двор Е, в который выходят здания, отведенные для служб; второй составляет другой двор, треугольной формы, уровень которого на девять или десять футов выше первого: нужно подняться (но лестнице), чтобы от первого достигнуть второго».

В действительности можно увидеть маленькую лестницу сбоку от моста, которая позволяла сообщаться между двумя уровнями. «Вокруг которого (треугольного двора) со всех сторон расположены сеньориальные (господские) здания, весьма удобные и хорошо построенные.

Оная постройка и двор имеют своим основанием скалу, в которой прорублены двухэтажные погреба, по своему расположению более напоминающие лабиринт, чем подвал, так много там проходов, идущих от одного к другому, и все они — сводчатые. В отношении обустройства господского дома не придерживались (правил) ни искусства древнего, ни нового, но смешивали их вместе воедино. Его фасады — прекрасные и богатые…

В первом дворе расположен вход в главный корпус», через большой зал D. «Таким образом, фасады зданий выходят как во двор, так и наружу, согласно (правилам) искусства древних, проведенным последовательно и наглядно. Эти два двора с их постройками окружены прудом, который между ними образует разделение, наподобие рва с проточной водой. Поверх него перекинут мост, по которому можно пройти из одного двора в другой и обратно.

Большой главный корпус соединен с террасой А, расположенной на краю парка, посредством моста Р, проложенного над водой, по которому можно пройти из двора господского замка на террасу и далее — в парк, благодаря арке, над которой устроен крытый проход. Этот замок имеет также большой сад В, с одной стороны которого находится крытая галерея (портик), чуть поднятая над уровнем сада. С другой стороны упомянутого сада расположен нижний двор I, в который выходят многочисленные конюшни.

Кроме большого сада, поблизости есть и другой, не столь огромный.