Архитектурно-функциональные решения

Замок Крей

Замок Крей
Оценить статью

300px-Creil_(60),_Hôtel_de_villeСады окружены деревьями, лужайками, перелесками, вишневыми и плодовыми садами и прочими удобствами. Некоторые из этих мест окружены каналами, другие — нет; в этих местах есть птичник. Парк очень большой, и вход в него со сторон замка — по воде, что доставляет большое удовольствие.

Это место замкнуто со стороны Парижа лесом Санлиса, в котором имеется сводчатый проход, ведущий на большую дорогу в Париж. Одним словом, это место можно счесть одним из самых прекрасных во Франции».

Эта резиденция, с точки зрения сооружения, не имеет ничего общего с крепостью. Но в ней все же отчасти присутствует то, что характерно для феодального замка: пруды и рвы, заполненные водой, узкие труднодоступные мосты, башенки по углам, передний двор с кладовыми, задний двор с пристройками, закрытый сад для прогулок, жилые помещения, расположенные беспорядочно, в соответствии с размером комнат, которые они содержали, скрытые проходы, огромные погреба, позволяющие складировать значительное количество провизии, и, наконец, невидимый изогнутый длинный проход, выходящий на большую дорогу. Однако замок Шантильи не мог, как замок Крей, оказать достойного сопротивления вооруженному нападению.

В куртинах и башенках замка были проделаны широкие окна, крыши были украшены красивыми слуховыми окошками; но верхний дозорный путь с традиционными машикулями еще сохранялся. Хотя эти верхние галереи не могли больше защитить замок от артиллерии, их часто оставляли для нужд прислуги: они образовывали длинные коридоры, позволяющие обслуживать все комнаты верхних этажей, и облегчали наблюдение.

Надо заметить, что все жилые корпуса замков в те времена еще не слишком широкие — они имеют ширину, равную ширине комнат, расположенных в ряд. Комнаты были проходными, а в верхних коридорах, как и в погребах, на двух различных уровнях имелись проходы, независимые от залов и комнат. Лишь в XVII веке в замках начали строить удвоенные по ширине жилые помещения.

Однако не нужно думать, что беспорядочность планов была в начале XVI века чем-то необходимым, результатом предубеждения. Напротив, в то время в жилищах сеньоров искали симметрию; ей в жертву приносили даже внутреннее устройство с намерением придать фасадам правильную форму, за счет чего сами здания приобретали величественный вид. В этом отношении Италия все-таки оказала влияние на французских архитекторов, что проявилось лишь в некоторых деталях, заимствованных от итальянских дворцов.

Пусть хоть в чем-то, будь то общий ансамбль, внутреннее убранство, выступающие башенки или способ перекрытия зданий, но замок сохранил свой французский облик. Прекрасный замок Верже в Анжу жилище принцев Роган-Гемене, также соединял старые традиции феодального замка с монументальными расположениями, модными в начале XVI века. Он состоял из нижнего двора, в который можно было войти через ворота с башенками по бокам, больших башен по углам, служебных помещений, симметрично расположенных в крыле.

Жилище сеньора отделялось от переднего двора рвом с четырьмя круглыми толстостенными башнями по бокам, соединенными большими, почти симметричными жилыми корпусами. Все строения замка окружал внешний ров. На этом виде можно рассмотреть, что лицевая куртина и ее две башни у основания прорезаны амбразурами, чтобы расположить там артиллерийское орудие, и оснащены машикулями и бойницами.

В этом был своего рода знак могущества, а не потребность в обороне. Как мы уже говорили выше, сеньоры вовсе не отказались от явных следов прежней независимости; для них не существовало замков без башен, бойниц, рвов и подъемных мостов.

Таким был и прекрасный замок Бюри расположенный в восьми километрах от Блуа, недалеко от Луары. Здания были возведены сиром Флоримоном Роберте, Государственным секретарем во времена королей Карла VIII, Людовика XII и Франциска I. Они соединили в себе все, что составляло жилище сеньора в Средние века. На главный двор замка можно было попасть через подъемный мост А с двумя небольшими башнями по бокам.