Архитектурно-функциональные решения

Замок Шамбор

Замок Шамбор
Оценить статью

88План Шамбора — это план французского замка; в центре располагается жилище сеньора, донжон, окруженный четырьмя башнями по углам. С трех сторон донжон окружен двором, закрытым зданиями с угловыми башнями.

В соответствии с традицией феодального замка, главная башня выходит с одной стороны прямо наружу и соединяется со служебными помещениями только через портик или галерею.

Большой зал в виде креста образует основную часть донжона.

В центре находится большая двойная винтовая лестница, позволяющая двум людям спускаться и подниматься одновременно, не сталкиваясь, она ведет от нижнего вестибюля к большому залу, а затем к верхней площадке.

Эта лестница заканчивается ажурной венчающей частью и сигнальным фонарем.

В четырех башнях и углах, находящихся в рукавах крестообразного зала, расположены апартаменты, каждые из которых имеют парадную комнату, спальню, служебные помещения, гардеробные, личные комнаты и отдельную лестницу.

Вот из чего состоит феодальный замок, где все предназначено для проживания, а не обороны.

И все же коридоры, отдельные лестницы на каждой башне, изолированность донжона все еще напоминают оборонительное устройство укрепленного замка, указывают еще на привычку к чему-то непредвиденному, к потайным выходам и сюрпризам.

В Шамборе все эти меры предосторожности были предприняты не для того, чтобы сбить с толку врага, а чтобы способствовать тайным интригам этого молодого двора, полностью поглощенного любовными приключениями.

Это была еще одна война.

Шамбор относится к феодальным замкам XIII и XIV веков так же, как Телемское аббатство — к аббатствам XII века; это чистейшая пародия.

Будучи гораздо богаче Рабле, Франциск I по-иному реализовал свою мечту, но они оба пришли к одному и тому же результату: пародия, написанная Рабле, подрывала старые монастырские устои, а каменная пародия Франциска I нанесла последний удар закрытым замкам крупных вассалов.

Мы повторяем это снова и снова, в этом нет ничего итальянского: ни в идее, ни в форме воплощения.

Как же выглядело это роскошное жилище снаружи?

Множество конических крыш с фонарями, башенки, колоколенки, огромные трубы каминов, богато украшенные резьбой и инкрустированные шифером, шпили, каменные слуховые окошки.

Ничего от итальянского жилища сеньора, а напротив, очевидное желание вернуться к французскому замку с островерхими башнями, донжоном, площадкой, сторожевой башней, винтовыми лестницами, тайными коридорами, подземельями и рвами.

Говоря о Шамборе, можно отметить любопытный факт.

Во многих частично перестроенных замках начала XVI века все старые башни сохранились не только по причине их чрезвычайной прочности, что усложняло их снос, но и потому, что они представляли собой признак феодального жилища.

Чтобы сделать эти башни жилыми, нужно было их осветить за счет широких окон.

Проделать отверстия под оконные проемы на каждом этаже с самого основания было бы сложной, дорогостоящей и длительной работой.

Для башен с деревянными перекрытиями (их было очень много) нашелся более простой способ: в каменной кладке сверху донизу проделывали широкий вертикальный проем и размещали в нем столько окон, сколько было этажей, устанавливая затем опоры, плиты перекрытия и подоконные стены.

Чтобы скрыть стыки при соединении новой каменной кладки опор со старой внешней отделкой башни, порой довольно грубой, с каждой стороны оконного проема устанавливали слегка выступающие пилястры, совмещающиеся между этажами.

Эта конструкция, порожденная необходимостью, стала декоративным мотивом в новых башнях, которые возводили в начале XVI века, например, в замках Бюри и Шамбор.

Также и машикули стали украшением там, где оборона была больше неуместна.

В Шамборе башни и стены зданий увенчаны карнизами, которые напоминает эту старую форму защиты; они состоят из накладок, размещенных на консолях, и образуют выступ, силуэт которого изображает машикули.

Так что ничего итальянского в наружных украшениях замка Шамбор нет.