Здания и типологии Человек и пространство

Архитектура и промышленный дизайн

Архитектура и промышленный дизайн
5, 4 голос.

Выражение 39«дизайн», как объяснял Вальтер Гропиус (1883-1969), «охватывает всю орбиту того, что окружает человека и принадлежит делу рук его, начиная от простейших предметов домашнего обихода, кончая комплексным проектом целого города». Со времени промышленной революции серийность элементов архитектуры допускает производство функциональных и доступных широкой публике промышленных изделий, удовлетворяющих также и эстетическим требованиям. Предмет дизайна, таким образом, стал своеобразным произведением искусства, изготовленным промышленным путем. Термин «промышленный дизайн» обозначает промышленно произведенные изделия, но распространено мнение, что охватывает он всю структуру окружения человека, «от ложки до города». Поэтому промышленный дизайн является некоей «последней каплей» того антропоцентризма, что оказывал значительное влияние на архитектуру.

Истоки

Основы промышленного дизайна восходят к английскому направлению Arts and Crafts («Искусства и ремесла»), идейным вдохновителем которого был Уильям Моррис (1834-1896). Находясь под влиянием идей искусствоведа Джона Раскина (1819-1900), переосмыслившего идеи средневекового ремесленничества, Моррис столкнул искусство и промышленность, художественное творчество и массовое производство. В 1861 г. он создал объединение, производившее мебель и домашнюю утварь, а также обои, ткани, витражи, высокий эстетический уровень которых одновременно отвечал требованиям практичности. Позже проблему углубили общепризнанно считающийся «первым дизайнером» Льюис Дей и Уолтер Крейн. Эти идеи возымели заметное влияние на Генри ван де Велде (1863-1957), архитектора и теоретика арнуво, который уже в 1903 г. задумывался о «логической структуре изделий», идентифицируя конструкцию зданий и предметов сорнаментикой. Распространение в Европе арнуво благоприятствовало интегрированию искусства и промышленного производства. В этой атмосфере немецкий живописец и дизайнер Петер Беренс (1868-1940), архитектор и консультант Всеобщей компании электричества (AEG), занялся в 1907 г. разработкой проектов фабрик, магазинов и даже канцелярских принадлежностей.

Баухауз

Баухауз, ставший основополагающим этапом в становлении промышленного дизайна, был основан в 1919 г. Вальтером Гропиусом в Веймаре.

Экспериментирование с новыми материалами, среди которых были сталь и гнутая фанера, стало возможным благодаря сотрудничеству таких художников и архитекторов, как Ханнес Мейер и Мис ван дер Роз, вслед за Гропиусом возглавивших школу.

Нацистское правительство в 1932 г. закрыло Баухауз, но некоторые проектировщики (среди них Ласло Мохой-Надь и Марсель Брёйер) продолжили свои творческие изыскания в Соединенных Штатах Америки.

Эргономика

Последним этапом промышленного дизайна, предметы которого все чаще экспонируются в музеях, стала эргономика, которая, опираясь на другие науки (например, медицину и физиологию), изучает требования к рабочим помещениям и условиям труда в психофизиологическом контексте.