Здания и типологии Человек и пространство

Музыка и архитектура

Музыка и архитектура
5, 7 голос.

23Сходство музыки и архитектуры основывается на двух предпосылках: с одной стороны, связь геометрических архитектурных пространств и соотношение ариметрических музыкальных темпов могут быть обозначены простыми цифровыми понятиями, с другой — здание, задуманное как некая маленькая Вселенная, отражает музыкальную гармонию космоса.

Музыка и космология

С давних времен как западная, так и восточная культуры считали музыку отражением космической гармонии. Платон изображал Вселенную как бесконечный карильон: продолжающаяся мелодия, рожденная движением планет. Китайский философ Йо-Ки писал, что «музыка являет гармонию между небом и землей… Благодаря гармонии рождаются и развиваются все живые существа… Музыка черпает животворящую силу на небесах». В одной из средневековых индийских рукописей музыка предстает символом бессмертия. Все подчиняется божественной музыке, которой люди пытаются следовать. Некоторые культовые сооружения были задуманы с ориентацией на подобный символизм.

«Поющие камни»

В своей книге «Поющие камни» немецкий этномузыковед Мариус Шнейдер выявил сходство отдельных символов, встречающихся на капителях колонн монастырей, расположенных в Каталонии, и в музыкальной индийской рукописи XIII в. Трудно предположить, что между монастырями и этим текстом была прямая связь. Наиболее вероятным представляется, что они отражали некие общие музыкальные знания, позже утраченные. В индийской рукописи приведена определенная связь между некоторыми животными и музыкальными нотами. Например, ре представлена павлином, ми — быком, си — лошадью.

Фантастические животные, пожирающие людей. Капитель 11, западная часть внутреннего монастырского двора, последняя четверть XII в. Жерона, Испания

Изображения тех же животных, встречающиеся в двух каталонских монастырях, кажется, «скомпонованы» не случайным образом, а подчинены некоей сложной связи, отражающей последовательность нот средневекового гимна, посвященного местному святому. Удивителен тот факт, что музыкальная строфа гимна отвечает последовательности 40 нот (72 столбца), представляемых животными, высеченными на капителях колонн.

Аллегорические фигуры

В Средние века и в эпоху Возрождения философские и теологические идеи теории музыки опирались — также символически — на фигуры Пифагора и Тувалкаина. ДоссоДосси (1479-1542) на картине «Аллегория Музыки» изобразил библейский персонаж — кузнеца Тувалкаина (Первая книга Моисея. Бытие, 4,19-22), считавшегося во времена Средневековья создателем музыки (как и его брат, арфист Иувал). Вызывает много дискуссий идентификация двух женских фигур: возможно, что сидящая женщина — сестра Ноема, а стоящая обнаженная — Музыка. На таблице, о которую опирается первая,изображен некий нотный стан, представляющий собой шесть окружностей, напоминающих небесные сферы. На титуле опубликованной в 1492 г. Theohca musice Франкино Гафурио изображены Тувалкаин и Иувал рядом с Пифагором. Иувал познает работу кузнеца в мастерской брата, Пифагор же с Филолаем извлекают звуки из пронумерованных колоколов или из сосудов, содержащих разное количество жидкости. Для архитектуры важны также пропорциональные и нумерологические взаимоотношения.