Здания и типологии Человек и пространство

Парк

Парк
5, 6 голос.

57Парадиз («рай») ведет свою историю от греческого paradeisos, в свою очередь пришедшего из персидского pairi-daeza — «огороженное место». Пребывание в этом наполненном свежестью и зеленью месте столь приятно, что человек был готов провести здесь вечность. Однако в классическом мире сад не стал эдемом месопотамской культуры, хотя и существовали священные пространства рядом с храмом. Древнеримские парки украшались виноградниками, фруктовыми деревьями, статуями, каскадами, населялись различными животными. Древние исламские сады были чарующими местами наслаждений и ароматов. Находящийся в центре средневекового монастырского двора сад, украшенный лекарственными растениями, стал местом медитаций. Сад, или hortus conclusus, представлялся символическим зеркалом мира.

Римская традиция господских садов обрела новую жизнь в эпоху Возрождения, приобретя монументальность парка с упорядоченными строениями. Этой «геометрической» концепции, позже распространившейся во Франции и Австрии, противопоставлялась английская «пейзажная» идея, занимавшая достойное место в поэтике возвышенного. Истоки романтического английского парка следует искать в идеях Уильяма Кента (1685-1748), первого архитектора, который «перепрыгнул через ограду и увидел, что вся природа — сад». Рассел Пейдж (1906-1985) соединил английские и итальянские тенденции. Восточные сады также славны древнейшими традициями.