Здания и типологии

Погребальные сооружения

Погребальные сооружения
5, 3 голос.

011По мнению ученого, специалиста градостроения Льюиса Мамфорда, «захоронения умерших в гробницах, отмеченных могильным холмом, деревом или большим камнем», должно быть, стали «первым постоянным местом, где встречались живые», то есть «эмбрионом города». «Первыми городами», построенными из прочных материалов, были именно «города мертвых»: например, Саккара -некрополь, возведенный в Египте примерно в 2700-2650 гг. до н. э. вокруг ступенчатой пирамиды Джо-сера.

Древность

Для древних цивилизаций загробный мир имел такое же, если не большее, значение, как и мир реальный. Идея кончины воспринималась как не только уход из жизни, но и как достижение некоего стабильного измерения. Различные по форме сооружения должны были увековечивать память об умершем, а также быть «домом», где усопший мог пребывать в спокойствии вечно.

Например, египетская мастаба — гробница, распространенная во времена Древнего Царства, — эволюционировала в форму монументальной ступенчатой пирамиды. Мастаба, представляющая собой прямоугольный в плане могильный холм из камня или кирпича с наклонными откосами, хранила многочисленные изображения усопшего, чтобы двойственный дух «Ка» опознал укрытие и мог поселиться в нем. Еще богаче были этрусские погребения, вырубленные в скале и состоящие обычно из сообщающихся погребальных камер, составляющих акрополь. На росписях и рельефах изображались предметы домашнего обихода и обстановки. Для греческого мира, помимо толосов, характерны гробницы, навеянные восточными влияниями, в виде «башен» и «укрытий»: лучшим образцом монументального воплощения этого типа остается Мавзолей в Галикарнасе, причисленный к семи чудесам света. Римские гробницы, перенявшие этрусский план, обычно располагались за пределами священных границ города и находились под контролем государства. Были построены настоящие погребальные дороги (виа Аппия). С наступлением эпохи империи стали возводиться индивидуальные усыпальницы, отличающиеся пышностью и несущие отпечаток культа личности. Приход христианства содействовал коренным изменениям и в этой области. Секретность новой религии побуждала строить подземные катакомбы. Позже культ мертвых переместился в черту городских стен, где над гробницами мучеников даже возводились церкви.

Средние века и современность

С утверждением христианской веры церкви, а точнее — окружающие их территории, стали местами захоронений.

Начиная c XIV в. из-за страшных эпидемий и роста городов места погребений постепенно стали отдалять от населенных центров. Этика кладбищ нового времени была заложена в эпоху Просвещения: империя Габсбургов (1743) и Испанское королевство (1787) запрещали погребения в церквях, в Париже было закрыто кладбище Инносент. Наполеоновский указ Сент-Клод (1804) утверждал фактически существовавшую ситуацию, обычную для некоторых итальянских провинций, предписывая, кроме того, использование одинаковых могильных плит. Это стало предпосылками к возникновению монументальных кладбищ, среди которых — первое современное Kensal Green Cemetery в Лондоне (1838), которое стало образцом для многих столичных кладбищ, и Пер-Лашез в Париже.