Здания и типологии

Промышленные здания

Промышленные здания
4.2, 5 голос.

007Систематизированное строительство зданий с особыми производственными функциями, и соответственно воплощенных в специфических архитектурных конструкциях, началось после промышленной революции XIX в.

Древность

В больших метрополиях были распространены печи и фабрики кирпича, которые инвестировались состоятельными классами. В Риме подобная прединдустриальная деятельность наблюдалась в районе Кампо Марцио, неподалеку от храма Вулкана — бога огня. Это — одна из первых форм серийного производства, равно как ткачество или чеканка монет. Наиболее часто встречающаяся система производства относилась к ремесленному типу, и «фабрика» в истинном понимании все еще оставалась мастерской.

Средневековье

В Средние века большинство производственных сооружений были сельскохозяйственными. Важную роль в монастырях приобрели хозяйственные пристройки, типичная конструкция которых представляла собой обычную хижину: двускатная крыша на деревянных стропилах, внутри — прямоугольное в плане помещение.

Современность

С промышленной революцией начиная с 30-х гг. XIX в. бурными темпами развивалось строительство больших промышленных зданий, оснащенных новым оборудованием и трубами для переработки отходов от сжигания угля. В первые годы XX в. к инженерам все чаще стали присоединяться архитекторы. Решающий шаг в этом направлении был предпринят в Германии: берлинский завод турбин AEG (1908-1909) и предприятие по производству газа во Франкфур-те-на-Майне (1911) были спроектированы Петером Беренсом. Функциональность он связал с поисками новой эстетики: завод должен демонстрировать грандиозность производственного процесса, но в то же время нивелировать монотонность механической работы. Вальтер Гропиус (предприятие «Фагус», 1911- 1914) в Германии также пробовал свои силы в создании новых промышленных комплексов (облегченные за счет железа и стекла модернизированные конструкции). Однако истинная революция в типологии промышленных сооружений произошла в США, где теории максимальной производительности новейшего оборудования инженера Фредерика Уинслоу Тейлора, кроме всего прочего, повлекли за собой использование специального сборочного конвейера и систематической организации труда.

Первым теорию Тейлора применил на практике Генри Форд: уже в 1903 г. легендарный промышленник выпустил первые недорогие автомобили.

Некоторые его заводы предполагали огромные пространства, где двигались длинные транспортные ленты. Рождение автомобильной промышленности предопределило возникновение новаторских архитектурных структур и в Европе («Линготто» в Турине, Джакомо Матте-Трукко, 1924-1926). До сегодняшних дней экспериментальные проекты в области промышленного строительства предлагают разнообразные здания, где человеческий труд все чаще заменяют автоматизированные системы.