Здания и типологии

Священные сооружения

Священные сооружения
5, 5 голос.

002Конструкция священного сооружения функционально подчинена культу. Религиозные обычаи античной Греции, частично буддизм, индуизм и верования доколумбовой Америки предполагали, что простые люди должны поклоняться божествам снаружи, а служение культу в храме осуществляет священнический класс. В иудаизме, христианстве и исламе синагоги, церкви, мечети открыты для верующих, а это значит, что они должны вмещать большое количество людей.

Греческий храм

Сердцем греческого храма является наос, где хранится образ божества. Если перед наосом находится пронаос (портик) с двумя колоннами на фасаде, сооружение называется «храм в антах». Если анты повторяются позади, образовывая опистодом, — «двойной в антах». Если перед отодвинутыми назад антами расположен колонный вестибюль — это простиль. Амфипростиль — если колоннада повторяется и позади. Когда колоннада огибает все здание с четырех сторон — периптер. Псевдопериптер — когда стены наоса поддерживаются полуколоннами; диптер — когда здание окружено двумя рядами колонн; псевдодиптер — отсутствует внутренний ряд колонн или их заменяют полуколонны, размещенные по стенам наоса. Более поздняя классификация учитывает количество колонн на торцовом фасаде: храм может быть тетрастилем, пентастилем, эзастилем, октастилем, декастилем, додекастилем, полистилем (от 4 до 12 и более колонн).

Церкви и храмы

Церковь (греч. ekklesia — «собрание» ) появилась в христианском мире, чтобы собирать вместе верующих. Ранние сооружения повторяли прямоугольные планы романских базилик. Первое время они использовались как крытые рынки, а позже, в эпоху империи, там размещались трибуны. Если вход в романскую базилику обычно находился ее более длинной стороны, в христианских церквях изначально вход располагался в меньшей стене, а апсиды завершали пресбитерий. Позже появились хоры, алтарь для службы и кафедра («сиденье» епископа, откуда пошел термин «кафедральный»). Перпендикулярное пересечение трансепта с залом базилики (сегодня — неф) образует в плане латинский крест, явно символизируя крест Христа. Помимо этого основного типа развился другой, включающий второстепенные здания (часовни или баптистерии). План в форме греческого креста сделал возможным появление верхнего перекрытия в виде купола.

Синагога

Синагога, изначально предназначавшаяся для собраний и обучения (от греч. synagoge — «собрание»; по-еврейски — betha-knesset), обрела специфически религиозную функцию после разрушения Храма в Иерусалиме (70 г. н. э.). Оригинальный план представляет собой базилику. Ориентированная на Иерусалим, синагога предусматривает нишу в восточной стене для помещения Священных Свитков (Sepher Torah). Синагоги обретали различные формы в зависимости от эпохи и уклада страны. Самая древняя из сохранившихся в Европе — романская синагога в Вормсе (Германия) — была реконструирована после разрушений, нанесенных ей нацистами.

Мечеть

Мечеть (от араб. masjid — «место поклонения» ) изначально просто определяла огороженную землю. Позже она преобразовалась в гипостильный зал под плоской крышей (zulla), похожий на египетские сооружения. Характерным элементом мечети является кибла — глухая стена, ориентированная в сторону Мекки. С конца VII в. здесь помещают молитвенную нишу — михраб, что соотносится, по крайней мере морфологически, с нишей синагоги. Конструкция христианской базилики также повлияла на типологию мечети, которая позже была обогащена двором и портиком (sahn) с обращенной к нему молитвенной залой. С ХI в. внутренний двор украшается входными порталами — айванами. Фундаментальной деталью является минарет (араб. маяк).

Ступа и храмы-пирамиды

Самым древним буддистским памятником является ступа — святилище, имеющее лишь маленькую нишу для реликвий. В Индии ступа представляет собой огороженный полусферический курган, увенчанный дисками, куда ведут четверо строго ориентированных ворот. Изображениям космоса и пари-нирваны (смерть Будды) молятся, обходя ступу вокруг по часовой стрелке (pradakshina). Отступы происходит и пагода, которая трансформировала в разновеликие понижающиеся крыши-диски, символизирующие буддистские небеса. Храмы в виде усеченной пирамиды были распространены в различных культурах от доколумбовой Америки до зиккурат древней Месопотамии (от zaqaru — «быть высоким» ). На вершину, к жертвеннику, ведут широкие ступени.