Здания и типологии

Связующие инфраструктуры

Связующие инфраструктуры
3.8, 6 голос.

009Мосты, дороги, стоянки, автострады, железные дороги, метрополитен дают возможность полноценного использования территории, а следовательно — обеспечивают ее пригодность для проживания населения.

Мосты

Мост предназначен для преодоления препятствий: рек, перепадов рельефа местности (виадук), железных дорог или улиц (эстакада), или даже моря (понтонные мосты, использовавшиеся в военных операциях во все времена). Основа конструкции моста — пилоны (быки и устои), которые могут быть соединены арками или консольными конструкциями. В навесных мостах пилоны заменяет решетчатая конструкция. Арочный мост (с одним или более пролетов) поддерживают устои (крайние опоры, сопряженные с насыпями подходов к нему). От первых деревянных мостов со временем перешли к каменным, железным, чугунным, железобетонным, стальным.

По конструкции мосты бывают разводными, балочными, арочными, консольными, висячими. Первые мосты датируются по меньшей мере 4000 г. до н. э. (бронзовый век), они служили главным образом для сообщения между свайными постройками (палафитами) и сушей.

Позже в этой области великими строителями стали римляне, которые благодаря применению полукруглых арок возвели внушительные конструкции из дерева и камня, начиная от красивейших мостов через Тибр и кончая монументальными акведуками. В Средние века и эпоху Возрождения мосты были крытыми, там часто размещались мастерские и лавки (например, мост Риальто в Венеции или Понте Веккьо во Флоренции). Во времена, отмеченные войнами, на мостах сооружались башни (знаменитый Карлов мост в Праге).

Начиная c XIX в. новые инженерные технологии и использование железа и железобетона позволили возводить более прочные мосты более широкими пролетами. Среди первых упомянем железнодорожные мосты Роберта Стефенсона, которые из индустриальной Англии распространились в Германию и далее по всей Европе. А в США особое значение приобрели висячие мосты. Революционными стали мосты, возведенные инженером Робертом Мейллартом в Швейцарии в 1901-1940 гг., где железобетон использовался не только в пилонах, но и в основной конструкции.

В наше время стала возможна реализация новых топологий и более совершенных разработок висячих мостов благодаря использованию сверхсовременных технологий и материалов в согласованности с морфологическими характеристиками территорий. Примером являются мосты, возведенные на Дальнем Востоке, которые поражают своей длиной, и необычайно оригинальные решения пешеходных мостов в некоторых европейских городах. Среди представителей нового поколения архитекторов выделяется испанец Сантьяго Калатрава.

Улицы, автострады и стоянки

Репутацию первых выдающихся дорожных строителей снискали римляне, для которых система дорог была основой военной мощи. Римские дороги были широкими (позволяли проехать рядом двум колесницам), большинство из них были прямыми и мощеными — следовательно, практичными, способными противостоять непогодам. Римские принципы строительства дорог использовались в большей части средневековой Европы. Одной из главных была виа Франчиджена, соединявшая Сантьяго-де-Компостелу (Испания) и Рим, от которой ответвлялась Аппия по направлению к Бриндизи, откуда пилигримы отплывали в Иерусалим.

Дорожная ситуация и способ путешествовать оставались неизменными до первого десятилетия XIX в., когда возник макадам (по имени шотландского инженера Дж. Л. Мак-Адама): выровненное дорожным катком сложное покрытие из щебня. Впоследствии, чтобы сделать дорожное покрытие водонепроницаемым, начали использовать смесь битумов и минеральных пород — асфальт. Более современные дороги обычно имеют железобетонную основу, покрытую асфальтом. Интенсивное использование на протяжении последних двух веков транспортных средств привело к усовершенствованию системы инфраструктуры. Строители, инженеры и архитекторы переосмыслили городское пространство с учетом сохранения равновесия между осуществлением новых проектов и защитой природных богатств и культурно-исторических памятников. Принципиальным новшеством, характеризующим XX в., стала автострада, оборудованная просторными автостоянками с ремонтно-заправочными службами и сервисом общественного питания. Городские автостоянки, подземные или наземные, стали пандусными, лифтовыми и иногда механизированными.

Железные дороги и метрополитен

Рельсовому транспорту предшествовало изобретение поезда. Сначала он появился в 1649 г. в Германии — для замены лошадей, работающих на шахтах. Первые деревянные прототипы рельс англичане заменили на железные пластины. Настоящие рельсы из литого железа появились в 1767 г. И только Джордж Стефенсон усовершенствовал паровоз (1814), положив начало паровому железнодорожному транспорту. Его сыну Роберту мы обязаны проектами железнодорожных мостов из железа. 25 сентября 1825 г. была открыта первая железная дорога Стоктон-Дарлингтон, а четыре года спустя – Ливерпуль – Манчестер, где курсировал знаменитый паровоз «Ракета», скорость которого достигала 32 км/ч. Железные дороги до сих пор распространены во всем мире. С появлением электромашинного генератора (Вернер Сименс, 1876) открылись новые возможности, появился фуникулер. Он использовался на более коротких, но отличающихся сильными перепадами рельефа отрезках.

Аппия Антика «королева дорог» (312 г. до н.э.); современный вид. На четыре слоя (снизу вверх: statumen, щебень из необработанного камня; ruderatio, смесь камней и извести; nucleus, из крупного щебня; pavimentum, из мелкого щебня и измельченного камня) укладывались плиты из прочного и твердого темного отшлифованного камня (silex). Профиль дорожного покрытия напоминал «спину осла», что позволяло дождевой воде стекать по сторонам дороги

Мотор, зафиксированный в начале линии, заставляет вращаться блок, на который накручивается трос, соединенный с вагончиком. Упомянем также наземную монорельсовую дорогу (например, в Токио и Сиднее). Электричество изначально использовалось для трамвайных линий, заменивших лошадей и распространившихся в городских центрах, позже для нового подземного транспорта — метрополитена. Первые ветки были построены в Лондоне (1863), Вене (1894-1897) и Париже (1899-1904). Сегодня метро есть во всех крупных городах: от Нью-Йорка до Токио, от Москвы до Мехико.