Здания и типологии

Транспортные здания

Транспортные здания
3.5, 8 голос.

008К этой категории архитектурных сооружений относятся конструкции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование урбанистических инфраструктур: это порты, железнодорожные вокзалы и аэропорты.

Порт

Из вышеперечисленных типологий порт, безусловно, самая древняя. Его торговая, а также военная значимость давно подтверждена свидетельствами таких писателей, как Плиний, проектами выдающихся архитекторов и инженеров (среди них Браманте и Леонардо) и богатейшей иконографией.

Современный морской порт сосредоточен вокруг аппарата управления и различается в зависимости от функции: туристический, торговый (обычно рядом расположена железная дорога), причал близ нефтяной скважины (с швартовочной пристанью для судов, береговым депозитом для нефти-сырца и очистными сооружениями).

Железнодорожные вокзалы

Первые вокзалы получили название «соборов пара», превозносивших это чудо (пар), которое произвело коренной переворот в способе путешествовать и жить. Самый старый в Италии вокзал — в Милане — был построен в 1862 г. инженером Бушо для железнодорожной компании Paris-Lyon-Mediterranee и имитировал вокзал Тю-ильри в Париже. В 1913 г. здание было перестроено Улиссом Стаккини в стиле Либерти, повторив монументальность незадолго до того возведенного в Нью-Йорке Пенсильвания Стейшн. В последующие десятилетия в Италии задача вокзала решалась на принципах рационализма, предполагающих ясную простоту конструкции. Пример этого направления — вокзал Сан-та-Мария Новелла во Флоренции (Тосканская группа, 1933-1936). Нате же принципы, хотя материалы и технологии отличаются, ориентированы и недавние проекты, среди которых Международный терминал Ватерлоо в Лондоне (Николас Гримшоу, 1988-1993) и вокзал для сверхскоростных поездов аэропорта Сатола в Лионе (Сантьяго Калатрава, 1996).

Аэропорты

Аэропорт обычно занимает площадь 7-9 км2, включающую воздушное пространство, сооружения и оборудование, обеспечивающие взлет, посадку, размещение и обслуживание самолетов (ангары) и пассажиров (терминал). Главные площади занимают взлетно-посадочные полосы длиной, как правило, от 2 до 4 км.

До 1960-х гг. аэропорты имели линейное развитие, предполагающее обязательную доставку пассажиров на аэробус автобусом-челноком. Более современные снабжены «космическими» сооружениями, позволяющими пройти в самолет по крытому коридору. Среди первых заметных послевоенных проектов — терминал TWA аэропорта Кеннеди в Нью-Йорке (Эро Сааринен, 1956-1962). Огромное значение, которое приобрели аэропорты в последние десятилетия, подтверждают проекты, реализованные некоторыми из величайших архитекторов нашей эпохи, учитывающие многочисленные факторы: геоморфологические и климатические характеристики, включение в окружающую среду, взаимодействие с инфраструктурами.