Ампир

Античные формы

Античные формы
Оценить статью

c9efd7883e2353d928a0b1db36892fcfАмпир неумолимо приводил все предметы мебели, большие и малые, к единообразной тектонической и эстетической схеме. Влияние ампира в других странах было очень значительным. Традиционное первенство французской мебели в Европе породило многочисленные подражания и новому стилю, но каждый раз проявлявшиеся в своеобразной национальной манере. Так, существенны отличия русского ампира, развивавшегося в тесной связи с национальными идеями русской архитектуры начала XIX в., различается мебель германского и австрийского, английского и итальянского ампира.

В Италии стиль ампир развивался достаточно самостоятельно и достиг подлинного успеха лишь после падения империи. Этому способствовало совпадение принципов ампира с рядом местных традиций и обилием античных памятников на территории самой Италии, что сделало стиль близким итальянскому искусству.

В Англии на фоне усиления рационализма, стремления к большей простоте и целесообразности, желания освободить мебельные формы от диктата архитектуры сложилось направление, близкое французскому стилю. При этом увлечение античными формами и их интерпретация не обрели там того размаха и художественного уровня, который был продемонстрирован во Франции.

В развитии стиля сыграли большую роль Томас Шератон и Томас Хоуп. В Германии и Австрии мебельное искусство испытывало сильное воздействие парижских архитекторов. Отличительной чертой стала ориентация на греческую классику, а не на Рим. В простых и ясных по форме предметах с хорошо прорисованными деталями нет перегруженности бронзовым декором, преобладает логика столярной конструкции.

Однако в декоре, особенно скульптурном, мастера обычно применяли не бронзу, а имитацию из папье-маше, которую прекрасно обрабатывали и золотили. Особое место в развитии мебели начала XIX в. принадлежит России.

Постепенно отдаляясь от западноевропейских образцов, ее мастера создавали самобытные решения, исполненные тонкого вкуса, сочной декоративности, оригинальности и мягкости форм. Безукоризненное понимание ими гармонии вещи сделало русский мебельный ампир одним из достижений мирового искусства.

Расцвет русского ампира пришелся на первую четверть XIX столетия. В это время в России работали ведущие архитекторы А. Н. Воронихин, Л. Руска, К. И. Росси, В. П. Стасов.

Из мастеров пользовались наибольшей известностью придворные мебельщики Христиан Мейер и позже Генрих Гамбс. В Петербурге и Москве работали Ф. Гроссе, В. Бобков, А. Тур, И. Бауман, А. Пик и А. Споль.

В мебели, с одной стороны, прослеживалась сдержанность, характерная для классической школы, а с другой — использовались новые решения, привнесенные эпохой. Как и в классицизме, мебель разделяется на парадную, дворцовую и бытовую.

В использовании материалов и технологий мастера продолжали традиции классицизма. Новым было введение швейцарского клена, персидского ореха, бразильского амаранта, серого мореного клена и тополя, который называли папелевым деревом. Бытовую мебель простых и спокойных форм продолжали делать из обыкновенной березы.

Корпусные изделия и каркасы мебели для сидения сплошь фанеровали и полировали. Резные части исполняли из массива дерева, а резной декор, который заменял бронзовые накладки, делали отдельно, накладывали, красили в черный цвет или золотили.

В начале века модным было патинирование под старую бронзу. Излюбленными оставались большие фанерованные поверхности из красного дерева и карельской березы с резными декоративными деталями в виде грифонов, орлов, сфинксов, дельфинов, химер, венков, розеток, львиных лап, бантов из развевающихся лент, а позже — вазонов с букетами цветов. Ими украшали спинки кресел и диванов, столов и прочих предметов меблировки.

Стали излюбленными лебеди с грациозно изогнутыми шеями, которые дополняли классический набор орнаментальных ампирных форм. В отделке применяли крашение по левкасу в черный и белый цвета, а также золочение.