Ампир

Дворцовая мебель

Дворцовая мебель
Оценить статью

ec386cb5f103Из дворцовой мебели наиболее известны работы А. Н. Воронихина для Павловского дворца. Например, кресла и диваны с грифонами для Греческого зала и Залов мира и войны — яркие примеры парадной мебели. Резные спинки с изображениями грифонов и круглыми скульптурными резными фигурами, крылья которых служат подлокотниками, выполнены с виртуозным мастерством.

В предметах Зала мира использована тема курульного кресла с львиными лапами; резной каркас имитирует пучки стеблей, перехваченных жгутами. Декоративные элементы и скульптуру вырезали и золотили с последующим черно-зеленым тонированием под бронзу, что придавало вещам монументальный парадный вид. Мебель для жилых неофициальных помещений дворца была легкой, светлой, изящной, с тонко найденными пропорциями, практически не имеющей украшений; эстетический эффект давали тонкое сочетание материалов, простота конструкции и изысканность отделки. Большое значение придавалось обивке, которую создавали по рисункам самого архитектора.

Она представляла собой яркие полихромные композиции с изобразительными сюжетами в обрамлении пышных цветных гирлянд, венков, цветов, выполненных в технике шерстяной вышивки крестом. Мебель отличалась строгостью и стройностью композиции, изысканностью деталей. Редкий по красоте гарнитур 1806 г., выполненный для Зимнего дворца (Л. Руска), включал в себя стулья, столы и кресла с характерной прямоугольной схемой сиденья и спинки.

Передняя ножка и локотник образуют фигуру крылатого льва, опирающегося на одну лапу. Варианты спинок украшены снопами колосьев и серпами, парой орлиных крыльев и колчаном со стрелами и охотничьими рожками. Обивка мебели аналогична шпалерам, которые были выполнены на Императорской шпалерной мануфактуре и входили в состав гарнитура для Готлисового покоя в Михайловском (Инженерном) замке.

Корпусная мебель сохраняет прямоугольные кубические формы, ясную конструкцию, гармоничные пропорции, минимум украшений, что становится характерными чертами русского ампира. Предметы отличает монументальность.

В первом десятилетии XIX в. на ящиках комодов и бюро часто встречаются овальные или круглые бронзовые накладки с изображениями львиных голов или розетками с висячими ручками-кольцами. В мебели для сидения развиваются и получают распространение как традиционные схемы кресла с прямоугольной спинкой, мягким сиденьем и фигурными резными передними опорами, так и формы-гондолы с мягкими округлыми спинками.

В русской традиции последние начинают делать жесткими, фанерованными деревом с красивой текстурой. Бесчисленные варианты таких кресел, названных «корытцами», становятся обязательными для гостиных.

Кресла-корытца отличаются монолитностью, плавностью текучих масс, мягкостью контуров; отсутствие обивки на полированной поверхности округлой спинки и безукоризненность форм придают особый эстетический эффект. Дальнейшая разработка кресла-корытца приводит к одной из самых изящных форм русской мебели — кресла с легкой и гибкой, плавно вырезанной формой подлокотников и спинки, опирающихся на ажурный резной средник спинки.

В резную композицию включали различные варианты крашенных и золоченых лебедей, грифонов, вазонов и атлантов. Кроме того, в залах обычно размещали диваны и кресла, группировавшиеся со столами, стульями и банкетками, столы-консоли, тумбы, настенные зеркала, каминные экраны с вышивкой блеклыми цветами, лсардиньерки (подставки под цветы). Распространение получили ширмы со стеклами, заложенными в складку тканями или деревянными панелями.