Ампир

Французская империя и стиль Наполеона

Французская империя и стиль Наполеона
Оценить статью

empire_2Больше всего это отразилось на монументальных и сакральных сооружениях, которые повторяли то античные арки и триумфальные колонны, то храмы и форумы. С декорированием интерьеров дело обстояло немного иначе. Не находя примеров для подражания и испытывая общую тягу к новому декору, назидательности и аллегоричности, создатели интерьеров несколько изменяли ту неоклассическую линию развития, которая сложилась к концу XVIII в. Очевидно, что стиль, господствовавший во Франции к началу 1780-х гг., скорее застыл, чем развивался.

Если и намечались некоторые перемены, то лишь благодаря инерции общего художественного процесса. Французская революция 1789 г. все разом опрокинула, покончила со старым режимом и породила желание полностью обновить быт. Однако, в области оформления интерьеров многого произойти не могло: заказчиков не стало, профессионалы остались без работы, немало мастеров эмигрировали. Тем не менее новые идеи требовали выхода.

Кое-что интересное появлялось в интерьерах клубов и кафе, отчасти театров — неоклассицизм освобождался от смягченности, навеянной его некогда сложным взаимодействием с барокко и рококо. Стили Консульства и Директории из-за их кратковременности не успели достаточно полно выразиться в декоре жилья — они несколько повлияли только на мебель и утварь. Однако в отличие от революционных лет в обществе уже проявилась тяга к роскоши.

Непосредственно в ампире, история которого началась еще на рубеже столетий, до появления империи (она утвердилась в 1804 г., когда Наполеон Бонапарт узурпировал власть), возникло стремление одновременно к внешней представительности и некоторой простоте. Это-то и дало неожиданный сильный эффект. Архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен с 1801 г. издавали каждый год (вплоть до 1812 г., когда был выпущен отдельный том) по альбому гравюр «Сборник декораций интерьеров».

Эти издания стали крайне популярными, образцовыми, и ими интересовались не только в Парилсе, но и во французской провинции, а также в других странах, включая Россию. В 1802 г. появилось прекрасно иллюстрированное издание «Дома и отели, возведенные в Париже и его окрестностях» Ж.-К. Краффта и Н. Расонетт. Интересно, что именно в 1804 г. был выпущен альбом «Стиль ампир» скульптора П.-Н. Бавалетта, гравера Ф.-Е. Жобера и архитектора Ш. Нормана.

На больших гравюрных листах они представили образцы египетского, греческого, римского, этрусского и даже французского искусства мебели, декорирования стен и посуды. Такие альбомы увражного типа стали субкультурой ампира, его носителями и распространителями.

О самом французском ампире судят прежде всего, по триумфальным аркам, Вандомской колонне (тогда Великой армии) и церкви Мадлен (тогдахрам Славы). Однако не менее эффектными были новые интерьеры в Рамбуйе, Компьене, Лувре, дворце Люксембург, парижских отелях Богарне, Бурьенн, Мармотан. Их украшала мебель работы братьев Жакоб и бронза П.-Ф. Томира.

Ампир как стиль располагал к ансамблевости и был ориентирован натиражность. Уникальные образцы охотно повторяли, а сами произведения прикладного искусства и мебели легко входили в соседство друг с другом.