Ампир

Французский ампир

Французский ампир
Оценить статью

jhome118-1После падения Наполеона французский ампир утрачивает живость, становится сухим и безликим. В свою очередь, русское мебельное искусство, испытавшее необыкновенный подъем в связи с восстановлением Петербурга и Москвы после войны 1812 г., переживает период бурного расцвета и наивысших достижений. В это время плодотворно работали К. И. Росси и В. П. Стасов. Росси создавал торжественную парадную мебель, классические формы которой декорированы традиционными античными растительными мотивами пальметок, венков, акантов, рогов изобилия и лиры.

Его мебельные гарнитуры или сплошь золотились, или окрашивались в белый цвет; применялись редкие бронзовые накладки или фанеровки из ценных пород дерева. Характерной работой мастера стала мебель для Белоколонного зала Михайловского дворца в Петербурге, в которой нашли применение стеклянные «лазоревого цвета» столешницы столов-консолей, характерные для изделий Петербургского стекольного завода начала XIX в. Русские дворцовые столы, помимо традиционного мрамора, часто украшали столешницы из малахита, лазурита, родонита и других уральских камней.

Мебель Стасова отличается большей суровостью и строгостью форм, упрощением и скупостью орнаментики. Однако ему принадлежит разработка одной из выдающихся конструктивных схем ампирных стульев и кресел — так называемой конструкции с боковой рамой. Это была качественно новая форма, органически соединившая в себе античные идеалы (она была инициирована древнегреческим клисмосом) и современные поиски рациональности, комфортности и совершенной технологии изготовления.

Конструкция представляла собой две одинаково выпиленные фанерованные боковины с изысканно прорисованными ножками и стойкой спинки и вкладное мягкое трапециевидное сиденье, которое опиралось на два поперечных бруска. Поперечную фанерованную спинку, слегка изогнутую по форме стоек, украшала невысокая резьба.

Легкость и быстрота изготовления, универсальность и прочность, безграничные возможности вариаций декора, тонко найденные пропорции и изящно отрисованные конфигурации этой мебели сделали ее на долгие годы самой популярной, распространенной и излюбленной в русском интерьере. Для русской ампирной мебели были характерны «мягкость руки», плавность контуров и линий, гармоничные пропорции, певучесть соразмерных форм, стремление к уюту и удобству — в противовес французскому ампиру, в котором строгая и жестко симметричная мебель, несмотря на ее виртуозную отделку и изящность, оставалась парадно холодной.