Ампир

Мебель ампира

Мебель ампира
Оценить статью

ampir4Последней и выдающейся стадией классицизма по праву считается ампир, приверженцы которого руководствовались идеалами эпохи римских императоров. Этот стиль дал много творчески одаренных художников, архитекторов и мастеров. В его формировании большую роль сыграл Жак-Луи Давид (1748 -1825) — его истинный законодатель.

Молодые архитекторы Шарль Персье (1764-1838) и Пьер Фонтен (1762-1853) стали проектировщиками ампира, создав целостные концепцию и образы, выдающиеся ансамбли, альбомы рисунков интерьерного убранства и мебели, которые быстро завоевали популярность в Европе. Бессменными исполнителями их проектов были Ж. Жакоб и, в особенности, Ф.-О. Жакоб-Демальте (1770-1841), а лучшим мастером художественной бронзы — П. Ф. Томир. Для всех предметов меблировки ампира обязательны абсолютная симметрия, четкие геометрические формы, упорядоченность и уравновешенность частей, тяжелые пропорции и монументальная статичность.

Большие, благородно отполированные поверхности демонстрируют качество редких пород древесины. Резьба и сложная интарсия практически выходят из употребления.

Во Франции большое количество архитектоничной мебели характеризовалось строгими прямыми линиями, прямоугольными членениями, обилием блестящей или матовой изысканной бронзы, несущей в себе образы патетической роскоши. Бронзовыми были и декоративные накладки с греческими, римскими, этрусскими и египетскими мотивами.

Помимо бронзовых украшений предметы ампира украшали колоннами, пилястрами, карнизами и фронтонами. Характер стиля задавали символы императорского Рима: копья, мечи, шлемы, щиты, победоносные орлы, ликторские связки, лавровые венки.

Также использовали гирлянды цветов и плодов, листья папоротника, рога изобилия, звезды и пчелы с инициалом Наполеон — N. который становился элементом орнамента. Иногда орнамент служил средством указания на род занятий владельца, например мебель для военных украшали лаврами и трофеями, а в женских будуарах фигурировала любовная и военная символика: амуры, колчаны со стрелами и т. п. Спинки диванов и кресел декорировали резными и золочеными военными атрибутами, преимущественно композициями из стрел, щитов и т. п. Эти элементы пришли из арсенала революционной Франции, отразив стремление создать новый республиканский стиль.

Однако со временем, утратив символическое значение, они превратились в чистый декор. Так, первоначально дубовые гирлянды символизировали общественную добродетель, дикторские связки — силу единения, а копье — знак свободного человека.

Позже их место заняли изображения лебедей, грифонов, вазонов с цветами. Со временем спинки переходили в орлиные или бараньи головы, а ножки трансформировались в львиные лапы.

Разница между декором классицизма и ампира заключается не в используемых мотивах и формах, а в принципе декорирования. В классицизме декор сопровождал и подчеркивал ясность и стройность формы.

В ампире декор не аккомпанирует форме и объему, а композиционно располагается на обширных, виртуозно фанерованных красным деревом поверхностях. Излюбленным деревом было красное, но мастера-мебельщики обращались и к местным сортам: вязу, ясеню, тополю, клену, ореху, липе, черешне, часто тонированным под махагони; нередко использовались черное и лимонное дерево. В парадных комнатах можно было встретить мебель, выполненную в технике белого лака с бронзой.

В мебельном декоре применяли мозаику из мрамора, севрского фарфора, малахита и английской керамики. Так как античное искусство не оставило образцов корпусной мебели, то мастера использовали приемы и формы каменной архитектуры. Шкафы кубической формы обычно не устанавливали на ножки — их основанием служил монументальный ступенчатый цоколь.

Орнамент распределялся симметрично и состоял преимущественно из симметричных же элементов. Важной особенностью корпусных изделий ампира стало применение скульптуры в качестве опорных элементов.

Если раньше скульптура как бы вкраплялась в общий орнаментальный убор, то теперь она превратилась в конструктивный элемент предмета. Чаще всего встречался крылатый женский торс в духе позднеримских или экзотических египетских образцов, переходящий в покрытую акантом звериную лапу.

Более скромный вид имели стройные гермы. Мебель для сидения отличалась массивной тектонической конструкцией.

Передние ножки кресел и стульев представляли собой профилированные круглые стойки, достаточно стройные и нередко точеные, которые позднее заменили волютами. Спинки кресел наподобие римской мебели плавно и комфортно охватывали спину сидящего человека. Мягкие кутаные спинки такой формы создавали новую форму кресел — гондолы.

Во времена Реставрации они получат окончательную форму с удобным мягким сиденьем, скругленной обтянутой спинкой и подлокотниками, заканчивающимися резными орлиными головами. Кресла, канапе и табуреты, как правило, расставляли симметрично, четко подразделяя на мебель, неподвижно стоящую у стен, и мебель для середины комнаты.

В центре интерьера на ковре, под большой плафонной розеткой устанавливали круглый стол. Кресла группировали рядом с диваном и столом.