Ампир

Резиденция Мальмезон

Резиденция Мальмезон
Оценить статью

8Вкусы императора ощутимы в резиденции Мальмезон неподалеку от Парижа, приобретенной его первой женой Жозефиной Богарне в 1796 г. Первый консул, устав от государственных дел в Тюильри, в конце каждой декады (в республиканской неделе было десять дней) отправлялся за город в уютную усадьбу с прекрасным садом. Там господствовала иная, чем в официальных Тюильри, Фонтенбло и Сен-Клу, атмосфера — свободная и веселая. Дворец (построен в 1610 г. и достраивался вплоть до 1686 г.) продолжал меняться все годы совместной жизни императора с Жозефиной, и в нем появилась богатейшая коллекция картин, статуй, эстампов и книг. Вестибюль оформлен в античном вкусе.

Кроме того, на первом этаже этого небольшого дворца можно увидеть Музыкальный салон. Зал заседаний, библиотеку, а на втором этаже — Императорский салон и комнаты владельцев дома.

Внешний облик дворца был простым, и его достоинство выказывалось в продуманной планировке помещений и их декоре. Активно использовались драпировки; так, ими были завешены стены спальни императрицы.

Зал заседаний был оформлен в виде военного шатра — барака. Персье и Фонтен придавали большое значение мебели и предполагали определенное ее размещение в интерьере.

Специально для Мальмезона живописцы Ф. Жерар и А.-Л. Жироде де Триазон написали две картины по мотивам поэм легендарного барда Севера Оссиана, которые очень любил император. В других интерьерах начала века бросаются в глаза известная монотонность, порой массивность, а также использование арабесок и господство сочетания белого с золотым — символа чистоты и величия.

Повсюду встречаются мотивы грифонов, лебедей, рогов изобилия, гирлянд, букраний, масок, факелов, лир, пик, сабель, щитов, жезлов, знамен и пушек. Они обильно появляются в орнаментации стен, на вышивках, в драпировках и обивках, охотно применяются в мебели (особенно в оформлении кресел, диванов и кроватей), их можно встретить на ширмах и в бронзе часов. Эти образы вызывают в человеке чувство собственного величия и достоинства.

В полихромиом ампирном интерьере, помимо господствующих белого и золотого, участвуют и другие цвета. К ним прибавляются пятна синего и алого — цвета лазури небесной и крови.

Все остальные цветовые оттенки приглушены, уделено внимание и нейтральным серым, темно-зеленым и коричневым тонам. Чаще такие расцветки используют при оформлении парадных кабинетов, служебных помещений, небольших коридоров. Стены интерьеров ампирных особняков и дворцов подчеркнуто плоскостны, и большие зеркала на них не создают уже барочных оптических иллюзий помножения пространств.

Зеркала стали словно блестящим экраном, на драгоценной амальгаме которого появляются лица, воспринимаемые как парадные портреты. Зеркала больших размеров размещают над каминами с массивными мраморными досками, на которые устанавливают вазы и часы. Сами камины редко служат для обогрева помещений (появилась сложная система труб внутри стен), скорее, они являются традиционными символами семейного очага.

Композициям из бронзы, стоящим на каминных полках, уделяют особое внимание. Распространились часы в виде храмов прямоугольной формы с циферблатом на фронтоне или представляющие собой целые композиции — например, с изображениями колесницы Аполлона, Амура и Психеи. В каминные композиции входят и вазы в форме амфор, кувшинов или кратеров из золоченой либо патинированной бронзы.

В плоскости стен идеально «вписываются» живописные панно, порой довольно значительных размеров, а зеркала над каминами, также большие, удачно с ними сочетаются. Тяжелыми драпри, на которых порой написаны пейзажные виды, завешивают окна по вечерам.

Оконными драпировками занимаются, как правило, архитекторы: они предоставляют мастерам рисунки с композициями и указаниями по выбору цвета. За первой тонкой кисеей следуют тяжелые ткани, несколько напоминающие театральный занавес, Полы нередко покрывают огромными коврами — белыми с синим орнаментом.