Ампир

Художники ампира

Художники ампира
Оценить статью

A52Художники ампира, располагавшие более определенными образцами формообразования античной мебели для сидения, не преминули этим воспользоваться. Давид ввел в моду табуреты на скрещивающихся ножках и стулья на криволинейных опорах, напоминающие греческий клисмос. Была возрождена и форма античных церемониальных сидений, в которых опоры локотников, а иногда и полностью локотники превратились в сфинксов и грифонов, а передние ножки — в звериные лапы.

Большую роль в организации салонов играли ложа и диваны, разновидностей которых (по форме и величине) — множество, от очень громоздких и длинных, занимавших целую стену помещения, до малогабаритных, рассчитанных на двух человек. Шезлонг превратился в изящное рекамье — короткую кушетку, одна из боковых стенок которой значительно выше другой, а их изогнутость напоминает об античных клине.

Ложа для отдыха представлены еще одним предметом, может быть, более характерным для ампира,- диваном меридиен. Он также имел изогнутые, неравной величины изголовье и изножье, но был оснащен и замыкающей фронтальной стенкой.

Его опорами служили приземистые короткие подставки, сводя к минимуму уступки ампира комфорту и женственности (как в рекамье). Представительность, монументальность ампирной мебели порой обеспечивались в ущерб комфортабельности. Ампирные столы — обычно круглой или овальной формы, с ножками в виде крылатых химер или других античных чудовищ либо с одной профилированной резной опорой в центре.

Столешницы сделаны из мрамора, порфира или фанерованы шпоном красного дерева с «пламенем». У консольных столов передними опорами часто служит скульптура, а заднюю стенку делают зеркальной, даже если консоль не предназначена для установки под большое зеркало.

Разнообразны формы столов: наиболее распространенными становятся круглые на четырех ножках или центральной опоре, овальные на одной центральной опоре, а позднее — на колонне с бронзовой капителью; реже встречаются многоугольные формы столешниц. Столы-бюро с боковыми емкостями и задвигающейся крышкой-жалюзи находят самое широкое применение.

Целесообразны формы маленьких туалетных и рабочих столиков, которые выполняли под влиянием современных им английских образцов, а также письменных столов-контоньерок, оборудованных открытыми полками. Тенденция ампира к монументальности породила особый тип напольного поворотного зеркала — псише, которое дополняет обстановку спальных и туалетных комнат. Его высокая рама имеет сложное завершение, а опоры, обычно в виде парных кронштейнов, опираются на бруски.

Здесь находят применение все присущие стилю конструктивные и архитектурные элементы — боковые стойки с капителями, опоры в виде звериных лап и др.; все это сочетается с накладной бронзовой орнаментацией. Встречаются и настольные зеркала-псише, чтобы было можно изменять угол наклона зеркала.

В первые годы Директории были чрезвычайно популярны пышные кровати с балдахинами в изголовье, которые из-за своей традиционности, по-видимому, не вполне отвечали новым вкусам. Их вытеснили постели с богато орнаментированными торцовыми опорами, глухие тяжеловесные прямоугольные объемы и ступенчатые архитектурные цоколи которых придают им монументальность. Одним из самых популярных предметов стала кровать без балдахина, которая имеет оригинальную форму ладьи, декорированной бронзовыми накладками и предназначенной «облегчать течение жизни».

Самая знаменитая кровать этого времени находится в Мальмезоне. Каждая из опор ее резного золоченого каркаса представляет собой рог изобилия (с цветами и фруктами в изножье и лебедями в изголовье), а круглая рама балдахина увенчана резным золоченым орлом.