Барокко

Англия и Голландия

Англия и Голландия
Оценить статью

18Мебель Англии, Голландии, Фландрии, Северной Европы отличалась достаточно скромными формами, ясностью конструкций, устойчивым соответствием ренессансной традиции. В странах, где монархия и церковь были не так активны, как, например, во Франции, где в XVII в. произошли буржуазные революции (Англия и Голландия), а также в северных государствах мебель барокко получила специфические черты. Она была менее пышной и экспрессивной, больше отвечала запросам к ее функциональности и соответствовала спокойному жизненному укладу буржуазного дома.

В Голландии стиль барокко устанавливается в первой трети XVII в., получая отличия от итальянского и французского вариантов. Гораздо более простые и целесообразные формы, конструктивная ясность, элегантная нарядность и сдержанный декор голландской мебели отвечают особенностям бюргерского интерьера, свидетельствуют о переосмыслении местными мастерами наследия Ренессанса. При фанеровании и изготовлении изысканных маркетри используют привозимые из колоний экзотические древесные породы — палисандр и черное дерево.

Одним из нововведений становятся флемованные дорожники (рейки с частыми поперечными желобками), которыми украшают строгие предметы. Большое распространение получают ножки в виде точеного волчка, а позднее — изогнутые ножки (кабриоли), которые вытесняют прямые и витые формы. Мощные точеные балясины и шары применяются в качестве ножек столов и шкафов.

Декор состоит вначале из резных панелей, а затем — из великолепного натуралистичного растительного набора с изображениями пышных букетов в вазонах и птиц. Оригинальным является прием сплошной обтяжки мебели для сидения шерстяными тканями или бархатом. В Англии получает особое развитие стиль строгого барокко.

После 1660 г. в обиход входят предметы, заимствованные из искусства Франции. Разнообразные модели создаются по эскизам французского придворного художника и декоратора Даниэля Маро. Однако постепенно французское влияние сменяется более строгим голландским стилем, и важной тенденцией развития мебельных форм становится стремление к рациональности и комфортабельности.

Предметы мебели освобождаются от чрезмерного декора и обретают конструктивную чистоту формы, ставшую отличительной чертой английской мебели. Прямую ножку заменяет изогнутая (интерпретация китайской формы), что привносит в композицию легкость и непринужденность.

Мода на цветной декор и сильнейшее влияние Востока приводят к использованию китайских лаков; получает распространение чернолаковая и краснолаковая техника с росписью. Ясная конструкция, изящество и мягкость линий, комфортабельность характеризуют мебель этого периода, который принято называть «ореховым» (в изделиях часто использовалась древесина ореха). А сам стиль английского барокко именуют стилем королевы Анны, поскольку его возникновение соотносится со временем ее правления.

Наиболее характерными предметами английской мебели можно считать глубокие комфортабельные кресла с мягкими сиденьем, подлокотниками и «крылатой» спинкой. Использовались двух-трехместные диваны и канапе — с мягкими тканевыми сиденьями и спинками, с мягкими сиденьями и жесткими фигурными фанерованными спинками или же с плетенками в резных рамах. Кроме того, вошел в обиход туалетный столик с установленным на нем вращающимся зеркалом.