Барокко

Барокко в Италии

Барокко в Италии
Оценить статью

14Итальянские мастера не внесли в эпоху барокко особых новшеств, но блестяще продолжили развитие мебельного мастерства. Исчезают сундуки и лари, кассоне и креденца, вытесненные шкафами, а затем комодами, кабинетами и кабинетами-бюро. Усиливается пластичность и криволинейность форм, для придания мебели большей живописности ее расписывают яркими красками и лаками, применяют позолоту, серебряные накладки, инкрустацию из полудрагоценных камней, слоновой кости, фаянса и зеркальных пластинок. Кабинеты и секретеры изысканно и пышно отделываются со свойственной итальянскому искусству ювелирной точностью, богатством и разнообразием.

Формы их различны, от настольных кабинетов в виде миниатюрных шкатулок до крупных напольных шкафов — самых пышных и изощренных предметов интерьерного убранства. Мебель для сидения покрывают богатым резным декором и роскошными тканями, которые порой полностью окутывают относительно простую конструкцию, вплоть до покрытия ножек и несущих конструктивных деталей. Развитие форм идет по пути преумножения пластического богатства и роста комфортности, целесообразности и функциональности новой мебели.

В связи с этим кресла и стулья получают обязательный отвал спинки, удобные подлокотники и мягкие сиденья, пластика которых часто скрывает конструкцию и делает форм перетекающей. Мастера итальянского барокко разрабатывают большое количество типов и форм кресел. Стол начинают устанавливать на одну опору, украшенную роскошной резьбой, а столешницей служит мраморная доска с инкрустациями.

Наибольшее распространение получает виртуозная флорентийская мозаика, изображающая, как правило, букеты цветов и птиц. Такие столы имеют чисто декоративное назначение, а для выполнения мозаик используются тонкие спилы твердого мрамора и полудрагоценных цветных камней. Итальянские мастера приближают стол к ренессансному типу, вводя в свои изделия соответствующие профилировку и орнаментику.

Пышно орнаментированную по краям столешницу поддерживают по торцам скульптурные композиции с фигурами герм и грифонов. Более других изменения претерпевают кровати.

Сохраняя традиционный балдахин, они теряют поддерживающие его колонны-стойки, что делает спальное место неотделимым от пространства интерьера.