Барокко

Церкви и палаццо в стиле Барокко

Церкви и палаццо в стиле Барокко
Оценить статью

575px-Santo_Inácio_-_RomaНа юге Европы, прежде всего в Италии, барокко получило образцовое выражение и повлияло на развитие зодчества других стран. Во Франции новый стиль был приспособлен к запросам королевского двора и скорректирован с местной традицией. Опираясь на логику и рациональные начала, Франция породила классицизм, называемый некоторыми учеными барочным классицизмом. Собственные оригинальные решения были обретены в Голландии, где барочные и классицистические тенденции слились с местным маньеризмом, с наследием готики и были лишены подавляющей роли.

В начале века господствовал Рим с его барочными вкусами, а позже было осознано значение французского классицизма и бюргерского стиля Голландии. Представление об итальянской манере с ее системой декорационных форм, фресковых росписей и лепных украшений распространилось по Европе благодаря тому, что римских мастеров приглашали в другие города.

Французский стиль связывали с представлением о Версале, о взвешенном сочетании нарочитой парадности и приспособленности к реальному быту, а голландский — с простотой и уютом. Экономика Италии к началу XVII в. пришла в упадок, что выразилось в ослаблении роли городов, усилении позиций сельских феодалов и церкви, замедлении темпов развития ремесленного производства и торговли. Неоплатонизм с его идеализмом уживался с религиозными воззрениями, а современная наука и философия ставили вопрос о стихийном развитии материи и безграничности Вселенной.

Успехи естествознания и математики сказывались на развитии представлений о живых процессах, о бесконечных рядах чисел. Исследования в области перспективы (например, трактат Андреа дель Поццо) провоцировали возникновение интереса к сложным пространственным построениям. Все это имело непосредственное отношение к появлению новых архитектурных пристрастий и вкусов, которые характеризовали эпоху не меньше, чем открытия ученых.

Взглянув на планы зданий, которые предпочитали выбирать зодчие, можно уже многое почувствовать. Стремление к преодолению статичности сказывается в том, что центрические композиции сменяются протяженными, круг — эллипсом, квадрат — прямоугольником, стабильность и четкость ясных уравновешенных пропорций — сдвигами.

Порой проявляется тяга к смешению самых разных пространств, которые словно втекают друг в друга, множатся или дробятся. Именно так создается ощущение движения пространств, их динамики. Развиваются сложные взаимоотношения стен и ордерной декорации — например, колонны и антаблементы словно врастают в плоскости или, напротив, из них вырываются.

Структурные ритмы, заложенные в самой ордерной системе, уже не являются определяющими. Ордер с его декоративной функцией теперь не выражает идею поддержки тяжелых масс, не становится несущей конструкцией (собственно, таковым он не был и в эпоху Ренессанса, но это всячески маскировалось).

Уподобляя здание цельному органическому телу, ордер служит знаковой системой, выражением движения основных композиционных и конструктивных масс.