Барокко

Франция и Барокко

Франция и Барокко
Оценить статью

15Победоносное шествие зародившегося в Италии стиля барокко с его динамизмом и расточительными формами было принято французским искусством не сразу. В это время становится важной концентрация всех художественных начинаний и производства мебели при дворе монарха, которая позволяет Франции выработать не зависящие от влияния других стран формы предметов. Во французской мебели сменяют друг друга стили Генриха, Людовика XIII и Людовика XIV. Создаются модели мебели, украшенной позолотой, инкрустациями из дерева разных пород и оттенков, из слоновой кости, черепахи, меди и олова.

Вместо ореха в моду входят привозные экзотические породы, прежде всего черное дерево, которое начинают в изобилии инкрустировать. Наиболее распространенным орнаментальным сюжетом становится четырехлепестковая пальметта, символизирующая короля-солнце.

Кроме того, используются аллегорические сюжеты и символическая эмблема Людовика XIV в образе Аполлона. Мебель французского барокко неотделима от интерьера, от ансамбля апартаментов, для которых она была создана.

Теперь практически невозможно передвигать предметы в интерьере, не нарушая его композиционный ансамбль и гармонию. В 1662 г. учреждается Королевская мануфактура гобеленов, в которой сосредоточиваются наиболее выдающиеся мастера — ремесленники, художники-декораторы, архитекторы-орнаменталисты.

Это — так называемые мастера короля, находящиеся под покровительством двора. Столярное ремесло переходит в статус свободных искусств, а мастера подразделяются на чернодеревцев и столяров.

Чернодеревцы представляют собой высшую, наиболее одаренную часть ремесленников, изготовливающих корпусную мебель, а столяры в основном сосредоточиваются на производстве мебели для сидения. В функции мастера-чернодеревца входит не только изготовление мебели, но и ее размещение в интерьере, на художественную форму которого ориентированы ее конструкция и декор. На производство мебели влияют крупнейшие архитекторы-декораторы, которые формируют высокие художественные и архитектурные качества создаваемых интерьеров и предметов.

Это, прежде всего, итальянцы Доменико Куччи, Федерико Дзуккаро, Лодовико Каррачи, Пьетро да Кортона, французы Шарль Лебрен, Даниэль Маро, Жан Ле-порт, Франсуа Блондель и другие. Выпускаются альбомы с образцами мебели.

Появляется плеяда выдающихся мастеров-мебельщиков (таких как Андре-Шарль Буль и его сыновья), которые также оказывают влияние на развитие мебельного искусства. Превзошел все созданное прежде в области мебельного убранства придворный мастер Людовика XVI Андре-Шарль Буль (1642-1732 гг.). Этот французский живописец, архитектор, декоратор и столяр-чернодеревец разработал оригинальную технологию инкрустации и создал непревзойденные произведения мебельного искусства. Техника изделий самого мастера и предметов, впоследствии созданных в его манере, получила наименование «стиль Буль».