Барокко

Интерьеры в бюргерском стиле

Интерьеры в бюргерском стиле
Оценить статью

9Полной противоположностью пышного барокко в Италии и классицизма во Франции стало голландское жилище. По картинам голландских художников можно хорошо представить себе небольшие уютные помещения с географической картой на стене и столом с вышитой скатертью. Сам характер строительства в городах и уклад жизни вызывали такое чувство интерьера.

В городах Голландии не было обширных величественных площадей, редко встречалась регулярная застройка, а центр города складывался около ратуши и рынка. Основным типом голландского жилища являлся дом бюргера — как правило, имевший два или три этажа и фасады, декорированные пилястрами.

Многие здания строили из кирпича, а отдельные детали были белокаменными. Внутренняя планировка была простой и компактной. В богатых домах увеличивалось число помещений и часто появлялась парадная лестница.

К главному дому обычно примыкали хозяйственные постройки. Простотой отличались и интерьеры церквей.

Для их оформления характерен своеобразный лаконизм. В отличие от католических храмов, протестантские, сторонясь пышности обрядов, имели белую побелку стен и пол из плитки.

Украшениями служили только скамьи с простой резьбой и кафедры для проповедей. В основном нефе у алтаря стоял деревянный раздвижной алтарь (его створки открывались согласно литургии). Если старые церкви, выстроенные еще в готическом стиле, имели нефную систему пространства, то новые в плане имели греческий треугольник, восьмиугольник или круг.

Наиболее нарядными сооружениями в городах Голландии были ратуши. К их числу относится ратуша в Амстердаме (1648-1655 гг.), возведенная Якобом вам Кампеном.

За ее представительным фасадом находился, помимо других помещений, большой Бюргерский зал, перекрытый цилиндрическим сводом со скульптурной и живописными аллегориями во славу Республики. Первый и второй ярус зала были обработаны пилястрами коринфского ордера, что придавало помещению торжественность.

Среди других выделяются ратуши в Маастрихте с величественным залом-вестибюлем, освещенным верхним светом, и в Энтхейзене с балконами в зале. Влияние интерьеров Голландии ощущалось и в Англии.

Там распространилась мода на коллекционирование дельфтского фарфора, а тяга к простоте и уюту стала дополнением к увлечению палладианством (то есть строительством итальянского архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио). Все это сочеталось с традициями маньеризма, что предопределило оригинальность английских интерьеров.

В результате влияние барокко здесь оказалось крайне умеренным. Англичане создавали собственные концепции жилища и достаточно свободно использовали приемы, позаимствованные из практики других стран.