Барокко

Интерьеры Версаля

Интерьеры Версаля
Оценить статью

7Интерьеры Версаля поражают гигантским масштабом протяженного пространства анфилад и насыщенностью их убранства. Строительство началось в 1661 г. и продолжалось 30 лет. Лево приступил к перестройке маленького замка, воздвигнутого еще во времена Людовика XIII, и тогда же были изменены интерьеры. Старый замок обстроили так, что сохранились старые стены Мраморного двора, выходившего на восток, в сторону дороги из Парижа.

Южные и северные корпуса удлинились, образовав широкий фронт паркового фасада. С севера к новой пристройке примкнула Лестница послов, а с южной — Лестница королевы. После смерти Лево его дело завершил Франсуа д’Орбе; тогда и сложился в основных чертах первоначальный ансамбль.

В 1678 г. для строительства Версаля был приглашен Жюль Ардуэн-Мансар, который продолжал строительство дворца. Он еще больше увеличил площадь здания, построив два крыла длиной 500 м каждое по сторонам от основной части дворца, внутри которого находился парадный двор.

В северном крыле была создана церковь. В северной части дворца размещались покои короля, а в южной — королевы (они построены, соответственно, в 1671 и 1673-1681 гг.), к которым вели парадные лестницы. Таким образом, образовалось импозантное сооружение с тремя этажами (цокольным, парадным и аттиковым).

Одна группа королевских покоев располагалась анфиладой вдоль наружной стены дворца, обращенной в сторону парка, другая — вдоль Мраморного двора. Анфиладный принцип стал во дворце формообразующим.

Каждое помещение было посвящено разным античным божествам, имена которых аллегорическим образом связывали с именами членов королевской семьи. На живописных плафонах и над каминами изобразили сцены из жизни богов, а по стенам развесили множество картин.

Над убранством парадных помещений трудился Лебрен, который привлек к этой задаче крупнейших живописцев и скульпторов, а также создал целую школу мастеров декоративно-прикладного искусства. Под руководством этого мастера постоянно работали до 50 исполнителей. Лебрен создавал эскизы оформления интерьеров, советуясь с Мансаром и братьями Перро.

Когда Лебрен декорировал Лестницу послов в период работы с Лево, в его творчестве довольно явственно проступали барочные черты, а во время сотрудничества с Мансаром — уже классицистические. Примерами таких работ являются Зеркальная галерея, Зал войны, Зал мира и Большие покои. Следуя барочной пышности, используя позолоченную бронзу и многоцветный мрамор, Лебрен хотел добиться определенной строгости и логичности.

В галерее Лебрену пришла в голову идея расположить большие зеркала напротив окон, что иллюзорно увеличило размеры помещения. Позже этот прием стал излюбленным при строительстве подобных сооружений в Германии и России. Кроме того, Лебрен декорировал Салон Аполлона.

Согласно воззрениям барокко, в интерьерах могли размещаться росписи, связанные с аллегорическими образами Вселенной. Этот зал специально предназначался для монарха, который отождествлял себя с Аполлоном, поэтому символика солнечного божества видна по всему дворцу, использована при декорировании залов и украшении парка. Уже Лестница послов своей торжественностью и размерами подготавливает посетителя к восприятию дворцовых интерьеров (ее строительство завершилось к 1678 г.). Марши лестницы развернуты вдоль стены, сама она сложена из разноцветного мрамора, а на первой площадке устроен фонтан.

Выше живописцы иллюзионистически представили множество аллегорических фигур, как бы взирающих на вошедших. В дальнейшем посетителей встречали богато разукрашенные залы, где активно использовались лепнина и живопись, а на стенах были развешаны картины.

Роскошью отличалась вся обстановка, в которой господствовали изделия из серебра (до нашего времени не сохранились). Поднявшись по лестнице, можно попасть или в Салон Дианы, или в Мраморную комнату, с которых начинается путь в разные стороны дворца. За Мраморной комнатой следуют Салон изобилия и Кабинет медалей, а за Салоном Дианы — бальная комната Салон Марса.

Далее расположены Салон Меркурия, спальня, Салон Аполлона (он же тронный зал). Название каждого помещения раскрывается в сюжете росписей потолка. Противоположная анфилада включает в себя Зал охраны, гостиную, кабинет и спальню.

Наконец, обе анфилады соединены знаменитой Галереей зеркал с угловыми Залом мира и Залом войны. Галерея зеркал стала во дворце не только композиционным центром, но и программным. Именно тут идеи прославления мощи государства и монарха были выражены наиболее полно.

Галерея длиной 73 м, которая предназначалась для большого съезда гостей, перекрыта коробовым сводом. Исполнение живописных декораций принадлежит Лебрену и руководимым им мастерам. Живопись размещена в своеобразных медальонах, обрамленных скульптурными фигурами.

Росписи рассказывают о наведении порядка во Франции, об успешных военных действиях и дипломатических достижениях, об указах и милостях короля. Если в предшествующих салонах использованы сюжеты из античной мифологии, то тут ее сменяют дела современные. И они затмевают собой образы прошлого.

Напротив каждого оконного проема с наблюдаемыми в них образами парка Мансар разместил зеркала, умножив эти образы. Вместе с живописью эти зеркала создали эффектный ансамбль, поражающий воображение великолепием. Другая часть интерьеров создавалась вблизи Лестницы королевы, и началом этой анфилады являлся Зал трапез.

Тут же находился знаменитый Салон «Бычий глаз», созданный в 1701 г. Его декорировали несколько позже, и он отражает становление следующего стиля — рококо. Само название салона возникло из-за оригинального оформления слухового окна, а особенно интересным стал фриз над карнизом с изображением детских забав. К парадным залам по стилю оформления был близок интерьер капеллы, над которым работал Робер де Котт, племянник Мансара.

Вдохновляясь образом церкви Сент-Шапель в Париже, зодчий, тем не менее, противопоставил ее призрачности стен с великолепными витражами сочетание белого камня Иль-де-Франс и богатство скульптуры. Кресло короля было установлено на возвышении напротив алтаря, и монарх каждый день приходил сюда молиться. Другим местом, которое он часто посещал, была библиотека, и здесь выдающиеся интеллектуалы королевства читали вслух свои сочинения.

Такие занятия лишь оттеняли общую праздничную атмосферу дворца. Торжественно оформленные помещения как нельзя лучше подходили к бесконечным праздникам и балам.

Праздники, конечно, не ограничивались пространством дворца, а проводились и в парке, где построили многочисленные павильоны и малые дворцы. Наиболее импозантными были Трианон де Порселен, или Фарфоровый Трианон, архитектора Лево и большой Трианон (Ж. Ардуэн-Мансар и Р. де Котт). В Фарфоровом павильоне стены комнат были украшены живописью, имитирующей изразцы.

В Трианоне, особенно в декорировании белых стен живописью цветов, проявились некоторые черты будущего стиля рококо.