Барокко

Культовые и дворцовые интерьеры Германии

Культовые и дворцовые интерьеры Германии
Оценить статью

10После Италии яркие примеры стиля барокко дала Германия. Положение страны в то время было сложным; после опустошительной крестьянской войны немецкие земли переживали период экономического застоя, и крупного строительства почти не велось. Феодальная реакция усиливали позиции местных владык, и страна представляла собой пестрый конгломерат отдельных княжеств, отличавшихся друг от друга по степени экономического и культурного развития. Кроме того, влиял и такой важный фактор, как господствующее вероисповедание: в южных областях был распространен католицизм, в северных — протестантство.

Все это приводило к различным стилям в зодчестве. Наиболее эффектные архитектурные решения складывались в Баварии и Швабии.

Там стало возводиться много дворцов, монастырей и городских храмов в новом вкусе. Для стиля тут было характерно внимание к усложненным планам зданий (которых в Италии были единицы) и нарочитое украшательство стен декором и скульптурой. Структура пространства, составленная из многих частей, давала ощущение некого «иного мира», где господствует вера, а обильное использование декора, часто полихромного, являлось наглядной хвалой Господу.

В лучших произведениях немецкого барокко проявилось умение сочетать пространственные эффекты с колоритом украшений стен и продуманным освещением из окон, часто разнообразных форм. Подобные художественные решения обладали особой эмоциональной силой и высокой патетикой.

В южных областях Германии работало много выходцев из Италии в отличие от центральных областей (Пруссия), ориентировавшихся на французов (образцом почитался Версаль), и северных регионов, где сильны были влияния Голландии и Фландрии. Особым оказывалось положение Вены, в новой архитектуре которой органично сочетались итальянские и французские влияния, а размах строительства определялся имперскими амбициями.

На венский пример в германских землях оглядывались, хотя прямых подражаний было немного. Среди немецких памятников за счет демонстративной роскоши и оригинальности пространственных решений особо выделялась прежде всего Бавария и связанные с ней культурными узами другие земли. Барочные фасады зданий часто предваряли архитектурные решения в оформлении интерьеров.

В самих интерьерах предпочтение оказывалось усложненным пространственным решениям. В планировке резиденций особо эффектной становилась композиция торжественных лестничных залов, соединявших нижний вестибюль с парадными залами. Характерным примером такого решения может быть Дворцовая лестница дворца Брюль на Рейне (1740 г., архитектор И. Б. Нейманн, стуковые работы Артарно, К.-П. Морсеньо, Д. Брили).

Не менее эффектно выглядело решение парадной лестницы во дворце-вилле в Поммерсфельдене (1711-1717 гг., архитектор И. Динценхофер, стук — Д. Шенк). Подымаясь по ней, посетитель воспринимал огромное пространство в разных ракурсах, перемещая взгляд по галереям, залитым светом из больших окон. Во дворцах-резиденциях большое внимание уделялось декору парадных залов.

Сочетанием роскоши и одновременно общего благородства стиля здесь выделяется Большой зал в резиденции Нимфенбург. При резиденциях разбивались сады, в которых возводились павильоны, выдержанные в разных стилях, то подражающих образцам итальянской или голландской архитектуры, то выдержанные в стиле «шинуазри» («китайщины»).

Оформление их небольших интерьеров трактовалось довольно свободно, чуть ли не фантазийно. Значительным было развитие культового зодчества, особенно в католических регионах. За традиционным двубашенным фасадом бенедиктинского монастыря в Оттобейрене (1737-1748 гг.) внутреннее пространство казалось гибким, полным энергии, которое словно подталкивало вошедшего к алтарю.

Другой интересной постройкой бенедиктинцев является церковь в Неренсхейме, где особенно красив свод с росписями Мартина Коллера. Видными мастерами немецкого барокко были И. Б. Нейманн, Д. Циммерман, И. М. Фишер, И. и Кр. Диенценхоферы, М. Д. Пёппельманн, которые создали целую школу.

Барочные эффекты в целом определяли пространственную структуру зданий. В украшениях же стен усиливались декоративистские моменты, приближающиеся к рококо. В XVIII столетии сочетались два стиля — позднее барокко и рококо, — органично дополняя друг друга.

Аналогичный процесс тех лет происходил и в России, а немецкое влияние тут было неоспоримо. Не только потому, что в Москве появилась легендарная Немецкая слобода в XVII в. Отдельные павильоны в подмосковной усадьбе Кусково (Эрмитаж, Грот) напоминают некоторые постройки в садах резиденций в Германии.

В художественных решениях В. В. Растрелли (фасадов и интерьеров) есть переклички с рядом немецких барочных построек (фасады дворца в Сан-Суси; парадные залы в Брюле или Поммерсфельдене).