Барокко

Мебель барокко

Мебель барокко
Оценить статью

12Великолепие барочного интерьера усиливала мебель, которая становилась все более разнообразной и изощренной. Барокко приходит на смену Ренессансу незаметно, поэтому его характерные черты проявляются в предметах интерьерного убранства лишь в пору расцвета барокко, во второй половине XVII в. Поначалу в этом стиле сохраняются архитектоническое строение и симметрия, но позднее концепция барокко начинает строиться на отрицании рационального начала в живописной и динамичной структуре. Мебельные формы освобождаются от влияния архитектуры, которое было законом в период Ренессанса. В конструкции мебели намечается переход к более крупным формам и пропорциям, более пышному и богатому декору, полифонии цвета и позолоты.

Уходят в прошлое геометрические очертания, поиски пропорциональности и гармонии, декоративной сдержанности. Их сменяют беспокойные прихотливые линии, динамичные овалы, витые колонны, сложные профилировки мощных выступающих карнизов, цоколей, фронтонов, вычурные балясины, которые придают предметам мебели волнистый, усложненный по пластике абрис, переходящий в сложный декор.

Опоры начинают вытачивать в виде волют, широко применяется орнамент в виде завитков аканта, становятся популярными опоры-шары, на которых покоятся грандиозные двустворчатые гамбургские шкафы. В мебели используется много точеных деталей, барельефов, геометрических панно, украшений в виде бриллиантового руста, деталей из дерева или других материалов, обработанных в форме четырехгранных пирамид или сотов, которые скрашивают тяжеловесность очень прочных предметов.

Существенную роль играют резьба, металлические накладки из бронзы, позолоченной меди, серебра, а любимые в барокко мозаика и интарсия включают в себя металл, панцирь черепахи, слоновую кость, драгоценные и полудрагоценные камни. Мотивами декоративной резьбы и интарсии становятся раковины, вьющиеся стебли, венки, фестоны, гирлянды, картуши и щиты. Введение в широкую практик изогнутых линий представляло для мебельщиков большую сложность, поэтому способствовало развитию мастерства в этой области декоративно-прикладного искусства.

Еще более трудоемкой была фанеровка таких поверхностей, что привело к замене фанерования кропотливой техникой мелкого ручного набора. Изменилось отношение к полированной поверхности дерева, отражающей свет, — теперь ценилась красота натуральной текстуры. По-прежнему активно применялись орех и местные породы, в моду вошли черное дерево, экзотические породы и восточные лаки.

Значительно расширилась номенклатура мебельного убранства, появились новые предметы и формы.