Барокко

Мотивы декора Барокко

Мотивы декора Барокко
Оценить статью

13Наиболее распространенными мотивами декора становятся вариации пальметки в виде акантового листа и раковины. Растительный орнамент представлен гирляндами и букетами, зооморфный — львиными и бараньими головами, дельфинами, в антропоморфных мотивах используют аллегорические фигуры, головы и маскароны. Распространенные в эпоху Возрождения кассоне сменяются комодами с двумя-тремя ящиками, книжными шкафами, кабинетами, шкафчиками разного назначения (как правило, предназначенными для коллекционных вещей, в том числе медалей и гемм). Резные рамы зеркал также соответствуют модному стилю времени.

Радикально изменился облик кабинета: теперь такие помещения обставляют с тонко выверенной пышностью письменными столами, бюро, книжными шкафами, консольными столиками для канделябров, часами и прочими сугубо кабинетными предметами. У просвещенных людей, увлекающихся географией, можно встретить карты и глобусы.

А для раритетов, собираемых владельцами домов, отводят специальные комнаты — кунсткамеры. Сами кабинеты становятся более разнообразными и роскошными, получают изысканную отделку — живопись, скульптурный декор, самые разные интарсии из драгоценных материалов. Кардинально меняется абрис мебели для сидения.

На смену определенному канону производства стульев и кресел приходит фантазия автора, не скованная какими-либо рамками. Примером такого подхода является творчество Андреа Брустолоне — по сути, не мебельщика, а скульптора, в произведениях которого скульптура затмевает конструкцию. Он прославился сиденьями с точеными витыми подлокотниками и ножками, кабинетами из ореха и черного дерева, буфетами с резными фризами и мраморной инкрустацией.

Его работы отличают неизменная величественность, благородство форм и торжественная пышность, характерная для эпохи. Брустолоне работал по эскизам и оставил большое количество рисунков и проектов мебели, панно, рам для зеркал.

Кресла и стулья выглядят величественно, их спинки имеют волнообразные очертания, а подлокотники — волютообразные формы. Практически вся мебель для сидения — мягкая.

Табуреты, стулья, кресла, диваны с мягкими сиденьями, спинками и подлокотниками обиты яркими цветными тканями с крупными цветами и рисунками — бархатом, штофом, гобеленом, глазетом (тканью с вплетениями золотых и серебряных нитей). Весьма престижна обивка стульев и кресел испанской тисненой и расписной колеей из Кордовы, сдержанной и практичной. Обивка крепится к мебели крупными гвоздями с массивными шляпками.

Точеные ножки чрезвычайно разнообразны — в виде консолей, балясин, сужающихся книзу пирамид, Б-образные. Появляются стулья и кресла с сиденьями из тростниковой плетенки (ротанга), которые получают наибольшую популярность в сдержанных североевропейских интерьерах. В стремлении к комфорту в 1660-х гг. появляются длинная мягкая скамья на резном золоченом каркасе, стоящая на восьми или более ножках с изогнутыми перекладинами, и шезлонг — также длинная скамья, но с пышным резным изголовьем; их обивают дорогими тканями.

Кресла с мягкими глухими боковинами, крытые роскошными тканями с крупными полихромными цветами, становятся более глубокими и комфортабельными. А разнообразие форм полюбившихся диванов-канапе не знает границ. Встречаются канапе, похожие на расширенные кресла, двойные и тройные, с одной цельной мягкой или жесткой спинкой, со спинкой из двух-трех частей, с сиденьями и спинками из ротанговой плетенки, с витиеватыми резными рамами и т. д. Не менее изощренными и многообразными по форме становятся столы.

Они могут быть на одной или четырех ножках, украшаться резьбой, бронзовыми деталями, флорентийской мозаикой из разноцветного мрамора, лазурита, агата или покрываться популярным во Франции наборным деревом разных пород — маркетри. Ореховое дерево почти полностью вытеснило из мебельного дела менее податливый к резьбе дуб. Из ореха изготавливают изящные консольные столы, предназначенные для размещения у стены, а потому оформленные односторонне.

Это сугубо декоративные предметы, на которые ставят часы, посуду, канделябры, шкатулки. Напротив, вошедшие в моду экраны, затянутые шелковыми и гобеленовыми тканями, имеют не только декоративное, но и утилитарное назначение: они предохраняют от сквозняков и жары, прикрывают бездействующий камин.