Барокко

Палаццо Памфили

Палаццо Памфили
Оценить статью

4Кроме того, Кортона расписал галерею палаццо Памфили на площади Навона и салоны в палаццо Колонна. Под его руководством ученики выполнили ряд фресковых композиций для галерей Квиринальского дворца и палаццо Памфили на площади Навона. Стиль этого мастера был распространен его учениками и последователями по всей Италии, а сам он работал также во Флоренции и Венеции.

Из Рима идеи барочного искусства расходились по другим городам Апеннинского полуострова, принимая все новые и новые формы при дворах Медичи и Фарнезе. Наиболее интересны культовые и светские сооружения во Флоренции, Венеции, Милане и Неаполе.

Например, в Венеции при входе в Большой канал возвышается церковь Санта-Мария делла Салуте, воздвигнутая по проект) Балдассаре Лонгены в 1631-1682 гг. Ее композиция основана на правильном восьмиграннике, что является данью средневековой традиции. Храм окружен венцом капелл, соответствующих пролетам основных подкупольных устоев. Арки, соединяющие эти устои, многократно повторяются в обрамлении полукруглых окон, эдикулах.

Самостоятельное помещение для алтаря усиливает перпендикулярную ось, идущую от входа, что вносит пространственные коррективы в центричность основного объема храма. Таким образом, интерьер церкви Санта-Мария делла Салуте получает усложненное пространство, столь характерное для барокко. Крупным архитектором, работавшим в Турине, столице Пьемонта, был Гварино Тварини (1624-1683 гг.) — монах, теолог и математик.

Особо примечательна церковь Сан-Лоренцо (1668-1687 гг.), возведенная для монашеского ордена, к которому принадлежал ее автор. В основу сооружения положен квадрат, который усложнен криволинейными очертаниями апсид и экседр. Купол воздвигнут на 16 соединенных попарно и пересекающихся арках, между которыми находятся окна, чей свет окончательно дематериализует форму.

Приемы средневекового искусства, подходы мусульманского зодчества, с которыми архитектор ознакомился по время поездок в Сицилию, и тонкий математический расчет дали эффектное конструктивное решение, которое так соответствовало религиозной экстатичное и мистичности клерикальных кругов того времени. Во Флоренции преимущественно достраивались ранее начатые сооружения.

Залы многих из них получали новое оформление. Так, Кортона с учениками выполнил для герцога Фердинанда II Медичи росписи для залов Венеры, Аполлона-Солнца, Марса, Юпитера и Сатурна в палаццо Питти.

Помещенные в богатые лепные рамы со скульптурными фигурами (стуковые композиции остаются белыми или позолоченными, а в декоре прихотливо перемешаны разные изображения, будь то трофеи, рога изобилия, раковины, гирлянды или маски), они выглядят апофеозом силы жизни. Краски, которые избирает мастер, становятся менее яркими и пестрыми, и их легкость соответствует желанию дать больше ощущения воздушного пространства для плафонов.