Барокко

Развитие барокко в России

Развитие барокко в России
Оценить статью

11Барокко в России прошло несколько этапов развития. Первым опытом явилось московское нарышкинское барокко. Церковь Покрова Богородицы в Филях, возведенная по желанию Л. К. Нарышкина в конце XVII в., являлась сложной по своей композиции; ее четверик с округлыми завершениями крестообразного в плане нижнего объема окружает галерея с лестницами, на четверике поставлены восьмерики, уменьшающиеся по размерам.

Над карнизами поднимаются «петушиные гребешки», облегчающие композиционное движение вверх. Такие гребешки заменили прежние традиционные кокошники.

Ярусная композиция использована и в Сухаревой башне, некогда стоявшей в Москве. У окон появляются наличники, которые получили широкое распространение во многих постройках и использовались в различных сооружениях рубежа XVII-XVIII вв. Принципиально новыми явились здания ряда культовых построек, и среди них церковь Знамения Богородицы в подмосковном имении Дубровины князя Б. А. Голицына, воспитателя Петра I. Храм, возведенный на рубеже веков приезжими мастерами (возможно, из Германии или Чехии), имеет эффектную башенную композицию, а внутри он богато украшен скульптурой и декоративными элементами, в программе которых чувствуется опыт католических мастеров. Лепной декор расположен ярусами, соответствующими этажам постройки.

Тут представлены фигуры пророков, святителей и ангелов, чьи пластические объемы умело сочетаются с рельефами с евангельскими сценами. И все части скульптурных изображений объединяются растительным орнаментом и «облаками». К зарубежному опыту апеллирует и иконография церкви Архангела Гавриила (Меншиковой башни) на Чистых прудах в Москве.

Внутреннее пространство богато декорировано различной орнаментацией и фигурами путти. После экспериментов в Москве, в которой указом 1714 г. было запрещено каменное строительство, инициатива переходит к новой столице — Санкт-Петербургу. Среди приглашенных французов и итальянцев выделялся Доменико Трезини.

Многие постройки этих мастеров, а также и ряда других, не были осуществлены, а осуществленные позже сильно переделаны. О них можно скорее всего судить по оставшимся чертежам и гравюрам того времени. В духе северного барокко, скромного по своим формам, было выдержано двухэтажное здание Летнего дворца Петра I на Фонтанке.

Внутри сохранились деревянные рельефы-панно (предположительно Н. Пино), стены с расписными плитками в голландском стиле. Изразцы использовались в украшении стен Меншикова дворца, а также там выделялись и изразцовые печи (как и в Летнем дворце).

Печи эти делались как русскими, так и приезжими мастерами. Изразцы для стен покупались в Голландии, но делались иногда по русским заказам. Тут были пейзажи, архитектурные мотивы и жанровые сцены, выдержанные в синих тонах.

В ряде композиций можно увидеть изображение кораблей с русскими флагами на мачтах. Позже подобные изразцы были использованы в декорации Голландского домика (1749 г.) в имении графов Шереметевых — подмосковной усадьбе Кусково. Крупнейшим мастером архитектуры середины XVIII столетия явился В. В. Растрелли, сын известного скульптора, приехавшего в Санкт-Петербург в 1716 г. В Большом Петергофском дворце Растрелли, объединив существовавшие до него отдельные павильоны в единое целое, создал совершенно неповторимый архитектурный комплекс.

Парадная лестница вела на верхний основной этаж, где ряд зал (антикамер) предварял простор огромного тронного зала. За ним следовали анфилады помещений, расположенных окнами, открытыми в сад или в парадный двор. В интерьере мастер сочетал позолоченную резьбу и декоративную лепку.

И насколько в разработке фасадов и крупных пространств внутри дворца Растрелли близок по существу к традициям европейского барокко, то в деталях он пользуется и мотивами рококо, тем более что к середине XVIII в. оба стиля стали постепенно сходить на нет, уступая место складывающемуся неоклассицизму. В. В. Растрелли. Картинный зал (галереи Пьетро Ротари) в Большом Петергофском дворце.