Барокко

Русская мебель

Русская мебель
Оценить статью

19В течение XVIII в. русская мебель прошла несколько этапов развития, связанных со стилистическими изменениями западноевропейских влияний, — барокко, рококо, классицизм. К середине века в этой мебели причудливо сочетались формы предшествовавшего нарышкинского барокко с новыми веяниями, пришедшими из Западной Европы. В то время известные архитекторы В. В. Растрелли, С. И. Чевакинский и др. не только строили роскошные дома и дворцы для царской семьи и знати в Петербурге и его окрестностях, но и создавали их богатейшее внутреннее убранство.

Меблировка, рассматриваемая ими как часть интерьера, состояла преимущественно Из расставленных вдоль стен резных консолей и кресел. Парадные залы обставлялись с особым великолепием, а устройству жилых комнат уделяли значительно меньше внимания, и их интерьеры были гораздо скромнее.

Для новых интерьеров петровского времени требовались и новые виды мебели, светильников, предметов убранства. Мебель начали активно закупать за границей, преимущественно в Англии, Голландии и Германии.

Туда же отправлялись учиться молодые русские ремесленники. Из-за рубежа в Россию приглашали именитых мастеров, каждый из которых должен был не только изготовить предметы для конкретных зданий, но и обучить нескольких российских подмастерий, передать им опыт и навыки европейского мебельного искусства.

Русские мастера активно осваивали новые мебельные формы. Еще в середине XVIII в. ощущалась нехватка мебели для дворцовых помещений. В своих «Записках» (1751 г.) Екатерина II рассказывала: «Двор в то время был так беден мебелью, что те же самые зеркала, кровати, стулья, столы и комоды, которые служили нам в Зимнем дворце, перевозились вслед за нами в Летний дворец, оттуда в Петергоф и даже ездили с нами в Москву.

При таких перевозках многое ломалось и билось, и мы получали все в таком изломанном виде, что пользоваться этой мебелью было довольно трудно». Предметов русской обстановки XVIII в. сохранилось немного. Для мебели конца были характерны развитые объемные формы и обилие крупной резьбы, которую часто золотили и подкрашивали.

Все это удивительным образом сочеталось со свойственным русской культуре стремлением к практической целесообразности, прочности и функциональности мебели. Характерны были крупные дубовые столы на широкой царге и мощных точеных ножках с шарами, соединенных по периметру прямоутольными проножками.

Стулья, кресла, табуреты часто имели особо изогнутые ножки. Мебель отличалась энергичными очертаниями и выразительными пропорциями. Основным видом декора была окрашенная и золоченая резьба, темами которой были стилизованные цветы, птицы, фрукты.

Резьбой обильно покрывали ножки, царги, рамы зеркал, спинки стульев, кресел и диванов, почти скрывая границу между орнаментом и предметом. Мебель для сидения обивали бархатом и тисненой кожей, окрашенной в разные цвета. Основное направление развития художественных мебельных форм в России определялось тем, что многие архитекторы сами проектировали мебель для создаваемых ими интерьеров.

Наиболее интересные предметы обстановки того времени были сделаны для Большого дворца в Петергофе и Екатерининского дворца в Царском Селе, для дворца Меншикова на Васильевском острове, для Зимнего и Летнего дворцов в Санкт-Петербурге.