Барокко

Скала Реджиа в Ватикане

Скала Реджиа в Ватикане
Оценить статью

3При разработке планов архитекторы стремятся обращаться к формам овалов, ромбов и многогранников, что заставляет целое дробиться на части и вновь сливаться в целое. Этим планам соответствуют и сложные перекрытия, купольные или сводчатые, при создании которых используются самые современные расчеты и традиции готики. Архитектурное пространство получает эластичные, подвижные, словно пульсирующие свойства некоего одухотворенного мистического мира. Самый существенный вклад в расцвет стиля внесли мастера Бернини и Борромини.

Они не только определяли архитектуру здания, но и руководили строительными работами, в частности, исполнением декора, а порой принимали в нем непосредственное участие. Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (1598-1680 гг.) добился высокого положения в обществе и европейской славы. Он начал свою карьеру с реконструкции церкви Сан-Бибиана.

В 1628 г. его назначили главным архитектором собора Св. Петра в Риме. С комплексом собора и Ватиканом связан и последний шедевр Бернини — Скала Реджиа (1663-1666 гг.), торжественный вход в парадные папские помещения. Лестницу требовалось расположить в клиноподобном пространстве между стенами собора и основанием Сикстинской капеллы, крайне неудобном для строительства.

Первые марши этой лестницы, ведущие из коридора, потом меняют свое направление и идут вверх под прямым углом, чтобы потом еще раз образовать угловой подъем. Бернини применил своеобразный иллюзионистический прием: нижние марши лестницы постепенно сужаются, а высота самого лестничного пространства понимается, поэтому сводчатый потолок, который несут свободно стоящие коринфские колонны, становится уже. Придуманное зодчим освещение — фонари над лестничными площадками — также усиливает несколько театрализованные пространственные иллюзии. Среди других культовых построек, созданных Бернини, особенно выделяется Сант-Андреа аль Квиринале (строительство завершилось после смерти мастера).

Заложенный в плане эллипс предполагал усложнение внутреннего пространства храма. Вход в овальное помещение находился на короткой оси, ведущей к алтарю.

По сторонам от входа и от алтаря находятся небольшие капеллы, торцовые стороны помещения укреплены мощными пилонами с колоннами. Антаблемент опоясывает все помещение, прерываясь лишь в нишах для входа и алтаря.

На его основании возвышается купол, декорированный шестигранными уменьшающимися по размерам кессонами между ребер устоев самой конструкции. Вся композиция венчается узким фонарем. Свет дают окна в основании купола.

Нижний ярус композиции храма выполнен из темных сортов мрамора, купол окрашен в белый цвет, а отдельные декоративные детали позолочены. Благодаря этому взгляд посетителя невольно обращается к беломраморной фигуре Св. Андрея над алтарем, к херувимам и ангелам над окнами.

Другой мастер, Франческо Борромини (Кастелли, 1599-1667 гг.), начинал как скульптор в Милане, а с 1615 г. стал работать как архитектор в Риме. Шедевром зодчества барокко стала его церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане при небольшом монастыре, расположенном на углу двух улиц. Приступая к созданию храма в 1638 г., зодчий еще не знал, что фасад ему предстоит завершить только незадолго до своей смерти.