Барокко

Собор Св. Петра

Собор Св. Петра
Оценить статью

1В эпоху барокко фактически не появлялись новые типы сооружений — преимущественно разрабатывались уже сложившиеся. Зато менялся характер декорирования стен, группировки наиболее выразительных частей зданий, учета пространственной ситуации перед главным фасадом. Проявился интерес к организации сложных пространственных обзоров интерьеров, к эффектным перспективам и ракурсам. В Италии идеи барокко наиболее полно выразились в церковных сооружениях.

Особенно этим отличался орден иезуитов — общество Иисуса, поэтому и сам стиль нередко называют «иезуитским». Папская власть боролась за возрождение Рима как католического центра, стремясь придать городу дух величия. Это диктовалось желанием добиться международного престижа и мечтой о религиозном преображении общественного сознания.

То, что сам созидательный процесс проходил в Риме, имело особое значение, так как барокко формировалось среди величественных античных руин. Культовое зодчество достигло невиданного подъема.

Основы такого развития были заложены во времена понтификов Сикста V (1585-1590 гг.) и Павла V (1605-1621 гг.). Новые папы мечтали создать духовную империю со своей столицей, выполняя заветы «наместников Бога» в Риме времен Возрождения. Символом этого стремления стала перестройка собора Св. Петра, начатая Юлием И. В 1605 г. архитектор Карло Мадерна стал пристраивать к собору огромный неф и вестибюль, превращая центрическую постройку в базиликальную, а Джованни Бернини придал их внутреннему оформлению великолепие, достойное первых христианских базилик.

Стены были покрыты разноцветным мрамором в сочетании с лепниной, украшениями из бронзы и обилием позолоты, ниши «населили» статуями. Над могилой апостола Петра зодчий установил величественный балдахин. Продольный неф собора перекрыли кессонированным цилиндрическим сводом (высота 30 м), опирающимся на мощные пилоны с арками.

Именно это пространство является главным и ведет от входа к алтарной части. Вечный город должен был послужить для славы католицизма, который уберегся от ереси Реформации, хотя и потерял влияние во многих странах Европы. Церковь выступала основным заказчиком строительства, инициатором новых градостроительных проектов.

Именно тогда собор Св. Петра, главная святыня папского Рима, получил свое эффектное дополнение — расположенную перед ним площадь, созданную по проекту Бернини. Создание площадей перед храмами как неких сцен является существенной заботой римских мастеров, которые создают сложные взаимодействия фасада и пространства перед ним, как бы подготавливающие к посещению самого храма.

2Широкая финансовая поддержка строительства, приводившая нередко даже к банкротству заказчиков, внимание жителей городов создавали атмосферу творческого подъема для зодчих. Таланты их раскрывались свободно, что в свою очередь обеспечивало высокий художественный уровень построек.

Итальянское барокко прошло в своем развитии несколько этапов. Рим был в этом отношении самым передовым городом. Несмотря на затишье в экономике страны, щедрые субсидии здесь следовали постоянно, и строительство никогда не прекращалось.

Примечательно, что в этот «синтетический» век архитектурой занимались скульпторы Бернини и Борромиии, живописец Кортона. Примером универсально одаренного мастера, конечно, был их гениальный предшественник Микеланджело, которому подражали и идеи которого творчески развивали.

Многие живописцы трудились над росписями стен, итальянские мастера лепки славились по всей Европе, скульптурами украшали не только сады и фонтаны на площадях, но и фасады и интерьеры.