Барокко

Тенденции барокко

Тенденции барокко
Оценить статью

17Германия осваивала тенденции барокко весьма последовательно и оригинально. В ней была создана динамичная конструкция мебели с пышной резьбой, богатой интарсией и энергичным профилированием деталей. Новацией немецкого барокко стала рельефная интарсия, которая использовалась при изготовлении шкафов и кабинетов вместе с резьбой по дереву, инкрустациями костью и металлами. Небольшие веретенообразные колонки украшали орнаментальными мотивами с акантовым листом, который со временем заменили орнаментом ормушль — витиеватым соединением гротеска и картуша в ленточном переплетении.

Геометрические по характеру интарсии постепенно сменились изображениями фигур. В изделиях часто использовали орех, который научились прекрасно полировать, что позволило любоваться естественной текстурой древесины и создавать исключительные эффекты на изогнутых плоскостях больших фасадов.

Для Германии, с ее раздробленностью, была характерна дифференциация мебельных производств разных регионов. Северные города — Данциг, Любек и Гамбург — отдавали предпочтение голландским образцам. На юге ведущим в производстве мебели стал Нюрнберг, где мастера быстро подхватывали итальянские тенденции.

Средняя Германия — Аугсбург, Франкфурт ориентировалась на богатые и роскошные формы мебели французского двора. Ренессансные традиции и формы удерживались в Германии достаточно долго и соседствовали с элегантным аристократическим стилем, основанным на образцах из Голландии и Рима.

Истинно германским мебельным центром со временем стал Дрезден. Бавария находилась под французским влиянием. Выделялись представительностью и убранством аугсбургские кабинеты черного дерева, инкрустированные слоновой костью и полудрагоценными камнями.

В Аугсбурге начали изготавливать предметы обстановки из чеканного серебра, пластинки которого, закрепленные на деревянном каркасе, дополнительно обрабатывали резцом. Такие гарнитуры (в основном наборы табуретов и торшеров) в свое время были предметами гордости Людовика XIV, но в периоды финансовых затруднений и военных действий именно они в первую очередь шли в переплавку, а потом были практически полностью утрачены.

Отметим, что в этой технике выполнено и убранство тронного зала Зимнего дворца в Санкт-Петербурге (трон Петра I, торшеры и пристенные столы). Каждая германская область разрабатывает свои варианты шкафов. Также, появляются изделия с выгнутым и ажурным фронтоном, с множеством резных фигурных украшений.

Применение находят и простые шкафы без отделки, а также расписные ясеневые предметы. Славились франкфуртские волнообразные шкафы с массивной архитектурой, передняя поверхность которых была выгнута и офанерована сложным ореховым набором.

Первые шкафы имели по четыре дверки, а более поздние стали делать двустворчатыми. Их украшали выпуклыми к середине филенками заостренной формы, тяжелыми сложно профилированными карнизами с картушами посередине, оснащали ножками в виде шаров. В пилястрах с пышной разнообразной резьбой соседствовали религиозные и мифологические сюжеты, многофигурные композиции, фантастические персонажи, кариатиды и выразительный растительный орнамент.

Такие шкафы вошли в число самых характерных предметов германской барочной мебели. Центром северной Германии стал Гамбург, в котором производили шкафы, подобные голландским.

Позже там появился двустворчатый «схап» с прямым карнизом и пилястрами на всю высот шкафа, которые делили его фасад на крупные декорированные поверхности. Кабинеты оставались важнейшими предметами художественной мебели.

Наиболее интересны одно-двухъярусные кабинеты, изделия с заполненными завитками аканта передними стенками, с рельефными фигурными композициями из цветного и подкрашенного дерева. В бюргерском быту находили себе место шкафы-бюро и комоды-бюро с выдвижными ящиками и откидной доской. Такую мебель декорировали золочеными резными элементами, в ней использовали орнаментальные литые бронзовые ручки и скважины, разорванные фронтоны и изумительный геометрический набор с ярко выраженной текстурой древесины.

Иногда прибегали к лаковому исполнению, применяя красный или черной лак с росписью, как в восточной мебели. Сиденья кресел выполняли из кожаной плетенки, а их ножки по форме напоминали балясины, волюты или классические точенки. Массивные подлокотники и высокие спинки с декором из резных лент и акантов дополняли общую картину.

Столы на Х-образных опорах имели достаточно простую конструкцию и были снабжены подставками для ног. Для тех же целей предназначалась царга столов на четырех ножках, которые также получили большое распространение в простых интерьерах. В XVII в. ножки начали иногда крепить не вертикально, а наклонно, чтобы внизу они оказывались точно под углами столешницы. Такой тип стола надолго войдет в народный обиход.