Барокко

Замок Мезон-Лафитт близ Парижа

Замок Мезон-Лафитт близ Парижа
Оценить статью

6Во Франции идет важный процесс перехода от типа укрепленного замка к дворцовому сооружению без укреплений. Характерный пример — замок Мезон-Лафитт близ Парижа, сооруженный в 1642-1646 гг. архитектором Франсуа Мансаром (1598-1666 гг.) для президента Парижского парламента Рене де Лангей. Замок, построенный на высоком берегу Сены, имеет в плане П-образную форм с выступающими центральной частью и крыльями.

Это становится традиционным для новой архитектуры, отличает создаваемые здания от замкнутых средневековых строений (к тому же в 1629 г. королевским указом было запрещено возводить при замках фортификационные сооружения). Все части здания Мезон-Лафитт имеют самостоятельный характер, что подчеркивается и кровлями: у каждой части — своя.

В отношении декорирования интерьеров заказчик предоставил архитектору полную свободу. Помещения внутри дома еще достаточно изолированы друг от друга, а сами стены имеют изрядную толщину. Однако во внутренних покоях это не чувствуется — благодаря изящной отделке.

Мансар отказался от традиционных обшивочных панелей, не использований Мансар. Именно поэтому оформление интерьеров перекликается с характером архитектуры фасадов. Мансару нравился эффект сопоставления больших гладких плоскостей и пластики.

Скульптуры для замка изготавливались по эскизам Жака Сарразена рядом мастеров. Большое значение получило строительство в городах отелей и буржуазных особняков, являющихся своеобразной формой дворцовых сооружений. Отель — это владение знати, в котором имеется дом, расположенный на участке между подъездными воротами, двором и садом.

В планировке дома определяющей становится система анфилад. Развитие мануфактур и малых предприятий дает много материалов для украшения комнат, будь то шелковые ткани, гобелены, золоченые кожи, применявшиеся как обои, или фарфоровые изделия. В городских отелях, особенно часто возводимых в Париже, вырабатывается тот особый тип здания, который будет развиваться вплоть до начала XIX в. В них — сравнительно немного помещений, парадные особо не выделены, зато возрастает роль заменяющей их галереи — типичной приметы французских строений XVII в. После засилья «итальянской манеры», влияния на строительство стиля барокко (чему способствовала всесильная Мария Медичи) во Франции появилось тяготение к французскому стилю, которым становился классицизм.

Классицизм, который сложился в первой половине столетия, имел все черты стиля, «пестовавшегося» Генрихом IV (Бурбоном). Переломным для этого направления моментом стал конец правления Кольбера. При нем особое значение получила деятельность Академии художеств, учрежденной еще в 1648 г. В 1671 г. была создана Академия архитектуры, а в 1666 г. — Французская академия в Риме.

Властный Людовик XIV стремился использовать современный художественный язык для придания блеска своему правлению, благодаря чему классицизм нашел поддержку государства. К тому времени достигли подъема мануфактуры. Ковровая мастерская под руководством Шарля Лебрена, располагавшаяся в особняке Гобеленов в окрестностях Парижа, получила в 1662 г. статус Королевской мануфактуры, и с тех пор само название ее продукции, «гобелены», стало очень популярным.

При этой мастерской открылись и другие, в которых мастера трудились над изделиями из золота и серебра, складывались школы мебельщиков и резчиков по камню. К концу XVII в. Франция занимала по производству предметов роскоши первое место в Европе.

Всесильный министр финансов Николя Фуке выстроил для себя в 1656-1661 гг. величественную загородную резиденцию Во ле Виконт. Этот дворец был создан Луи Лево (1621-1700 гг.), выработанный которым стиль и стал определяющим для Франции XVII в. Роскошный дворцовый парк с обширными панорамами был творением Андре Ленотра. Владелец устраивал там пышные празднества, на одно из которых был приглашен король.

Людовику богатство министра решительно не понравилось, и в 1661 г. обвиненный в растратах Фуке был заточен в крепость. Придворное становится синонимом национального, а личность короля — воплощением государства. В результате возникает столь величественный комплекс, как Версаль — резиденция короля-солнца, создание гения архитектора Мансара и садовода Ленотра.

Версаль должен был покорять воображение, внушать мысль о величии правителя великой страны. Пышность убранства, масштабы строительства, символика солнца, роскошные праздники… Все это — Версаль.