Бидермейер

Архитектура стиля Бидермайер

Архитектура стиля Бидермайер
Оценить статью

biedermeier_06Бидермайер отрицал дух классического величия; он воспринял рациональность классицизма при организации среды и создании предметов, но сделал их будничными, сдержанными и даже несколько приземленными. Его истоком был ампир, идо недавнего времени многие формы бидермайера называли поздним ампиром, не делая различий между этими стилями. Однако, отрицая пафос и масштабность ампира, бидермайер строил собственный предметный мир на основе классицистических традиций. В этот период ампирная архитектура использовалась с некоторым смягчением форм и приданием камерности постройкам.

Новый стиль проявился в мебели, предметах декоративно-прикладного искусства, в керамических и стекольных изделиях, но больше всего — в самой сути организации интерьера. Впервые стиль не был тесно привязан к архитектуре и не связан архитектурными принципами — он был свободным и независимым. Мастера бидермайера не создавали принципиально новых, оригинальных форм, а гармонично использовали старые — элементы ампира, английского классицизма, немецкого стиля цопф, — успешно соединяя их с лиричностью романтизма и учитывая привычный уклад жизни немецкого бюргерства.

Бидермайер можно рассматривать как естественную реакцию на холодный аристократизм ампира и классицизма, как стремление людей, утомленных десятилетиями революций и войн, к спокойной жизни. Главный упор делался на практичность, целесообразность, экономичность, а критериями полезности служили прочность и высокое качество исполнения. Хотя бидермайер получил еще одно неблаговидное определение — «стиля без имен и шедевров», — в области оформления интерьеров он заслуживает внимания.

Именно он оказался переходным стилем на пути к новым архитектурно-художественным формам интерьерного убранства, заложив и сформулировав те важнейшие позиции, на основе которых будет развиваться в дальнейшем искусство интерьера. Для этого стиля характерны камерность, соразмерность выверенных пропорций, простота форм и светлый колорит помещений, создающих впечатление удобных, не загроможденных пространств, которые воспринимаются с психологическим комфортом. Комнаты с глубокими оконными проемами окрашивали в светлые яркие тона — белый, светло-серый, фисташковый, голубой, малиновый, желтый.

Применяли панели из настоящего и искусственного мрамора, натурального или окрашенного дерева. На стенах и потолках поначалу часто выполняли роспись в виде цветочных гирлянд, плодов, райских птиц. В первой трети XIX в. роспись осталась лишь на потолке, а на стенах в основном стали использовать обои.

Стены оклеивали штофными или бумажными обоями, получившими большое распространение. Первоначально под термином «обои» подразумевали ткани, которыми обивали стены. Как правило, это были штофы, тисненый бархат, плюш ярких цветов с крупным рисунком.

Намного более дешевые бумажные обои, пришедшие им на смену, были тиснеными, с любимой полоской, натуралистичными цветами, мелким цветочным рисунком, гладкие с цветочным бордюром или неброским геометрическим орнаментом с пальметками и розетками. Обойные фабрики выпускали обои под бархат, под сукно, под узорчатый штоф. От ампира бидермайер унаследовал любовь к пейзажам: на стенах использовали панорамные обои, а предметы мебели и фарфор расписывали пейзажными сценами.

Для начального периода развития стиля характерны паркетные полы, расписные гризайльные потолки, обои на стенах, «фарфор и бронза на столе», как писали современники. В это время шло разрушение классицистического интерьерного ансамбля, связанного с художественной идеологией своего времени, и она уступала место новому мышлению в духе историзма.

Происходил такой переход плавно и закономерно, но именно тогда стали особенно выразительными его характерные черты. Формировалось понятие «чистая комната», под которым подразумевали помещение для приема гостей, не использовавшееся в будни.

Представительность такой комнаты в какой-то мере была подражанием салонам XVIII в., что приводило к «переполненности» интерьеров бидермайера самыми разными вещами. Это типовые функциональные и редкие оригинальные предметы, музыкальные часы, произведения искусства и работы дилетантов, ценные коллекции, альбомы с видами, зарисовками и стихами, семейные реликвии и «безделушки» — милые сувениры, которые начали собирать в то время (обычно таковыми были предметы памятного и сентиментального характера, связанные с каким-то большим жизненным событием или глубоким чувством).

Особо ценились предметы домашнего исполнения. Рукоделие стало распространенным занятием всех членов семьи: мужчины мастерили всевозможные предметы, в том числе мебель, а женщины занимались рисованием, вышивкой, мозаиками и т. д. Обязательными были музицирование и пение, чтение стихов и прозы, приобщение к искусству на ниве дилетантизма. Производство изделий домашнего обихода стало массовым, их уникальность утратила значение, и они стали общедоступными.

При этом сохранялась романтическая тяга к индивидуальности, неповторимости как личности, так и ее окружения. Коллекционирование, превратившееся в любимое занятие, потребовало большого арсенала предметов для демонстрации домашних собраний.

Был разработан целый круг предметов специально для этой цели: этажерок, витрин, буфетов, горок, столиков (порой в виде небольших витринок) с емкостями и стеклом в столешнице. Комфортабельная мебель светлых теплых тонов придавала уют жилому интерьеру, организуя его пространство.