Бидермейер

Бидермейер в России

Бидермейер в России
Оценить статью

91872011_4497432_7 (1)Россия, развивавшаяся в общем русле европейского искусства и культуры, органично воспринимала все течения и направления, только, с некоторым отставанием. Здесь тоже устали от войн, и стремление к спокойной упорядоченной жизни было не чуждо и русским. Искусство оставалось дворянским, как до войны, но богатые и бедные дворянские интерьеры были решены именно в том стиле, который в отечественном искусствознании долго называли «поздним русским ампиром».

Романтизм с наибольшей силой выразился в живописном портрете, поэзии и даже политике, т. е. в идеологии декабристов. Российский бидермейер — это мир Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Островского. Но наибольшее представление о стиле дает живописный жанр «в комнатах», который становится популярным и востребованным.

Пожалуй, не найдется художника, который хотя бы однажды не изобразил «внутренность комнаты». Интерьерные изображения встречаются в творчестве Ф. П. Толстого и С. Ф. Щедрина, интерьеры писали и рисовали М. Н. Воробьев и И. Ф. Хруцкий, А. Г. Венецианов и художники его школы — Г. В. Сорока, А. В. Тыранов, К. А. Зеленцов, Е. Ф. Крендовский и др. Значительной личностью в жанровой живописи был В. А. Тропинин, развивавший романтический реализм. А наиболее соответствующей стилю стала живопись.

П. А. Федотова с его небольшими бытовыми сценками и сюжетами. Подавляющее число изображений интерьеров бидермайера были исполнены неизвестными художниками, часто крепостными или любителями, которые удивительно точно, тонко и любовно «прописали» быт, мастерски передали ощущения воздуха и света, спокойного и неторопливого ритма жизни. У этого направления есть свои истоки.

Еще в конце XVIII в. русские архитекторы были прекрасными рисовальщиками, изображавшими пространства дворцов и соборов на акварелях, гравюрах, рисунках, живописных полотнах. В работах А. Н. Воронихина, Дж. Кваренги, Н. А. Львова и других появляется изображение частного дома, в котором уже нет парадности, строгости и который получает достаточно камерный характер. На рубеже возникла новая литература, свободная от официальности и догм.

В дружеских посланиях, свободных и независимых, описывается частная, «домашняя» жизнь. Понятие «поэт» расширяется, и занятие литературой становится одним из главных признаков дворянина нового типа.

Бидермайер формирует свои характерные черты, отличающие его от ампира и историзма. Лишь парадная половина дома имеет законченную планировку, разработанную по определенным канонам профессиональными зодчими. Главным звеном является архитектоника (т. е. композиция, расположение и взаимосвязь компонентов), а основным композиционным элементом — архитектурная деталь.

С 1830-х гг. начинает складываться система жилого, предназначенного для повседневной жизни интерьера. Он сразу становится предметом специального интереса архитекторов, а парадные комнаты начинают испытывать влияние жилых, их роль постепенно уменьшается и к началу периода историзма окончательно себя. Наступает эпоха жилого интерьера.

Эти процессы нельзя объяснить лишь изменением структуры жилища: они, бесспорно, связаны и с изменением социальной структуры общества, и, главное, с уменьшением жизненного пространства, особенно в больших городах.