Бидермейер

Дворец Кляйн-Глинике

Дворец Кляйн-Глинике
Оценить статью

germany_klein_glienicke_2Здание Казино во дворце Кляйн-Глинике на границе Потсдама и Берлина было построено в 1824-1825 гг. Шинкелем по идее кронпринца Фридриха Вильгельма, будущего короля Фридриха Вильгельма II. Здание имеет четкие квадратные очертания, окружено большими террасами и перголами на крупных фундаментах с лестницами, нишами и фонтанами. Удивительно гармоничный интерьер особняка имеет классицистический характер, ясную структуру, прекрасные пропорции и сдержанный лаконичный декор — плоские пилястры, деликатный тонкий по прорисовке карниз, легкую гризайльную роспись потолка в виде кессонов, панели из искусственного мрамора фисташкового цвета, сочетающиеся с геометрическим рисунком цветного мраморного пола. Атрибутом убранства являются обязательные для того времени скульптуры (и фрагменты скульптур) на тумбах и простых квадратных колоннах. Общее ощущение от здания — это легкость и изящество.

Классицистические черты хотя и имеются, но уже сведены до минимума. Шинкель также создал в Потсдаме в 1826-1829 гг. дворец Шарлоттенхоф.

Если внешне это здание выстроено в характере позднего классицизма, то внутри представляет собой типичный пример интерьеров бидермайера. Небольшие светлые, хорошие по пропорциям комнаты, еще расположенные анфиладой, имеют окрашенные в различные цвета (розовые, зеленоватые, желтые, белые) стены и простые полы из широких досок. В них использован минимум архитектурного декора — карнизов, проемов дверей и окон.

Интерьеры очень просты и лаконичны. Их украшением стали архитектурные отмывки (полутоновые чертежи памятников архитектуры) в тонких изящных рамах под стеклом, круглая скульптура в нишах и самая разная мебель, причем в одном интерьере могли соседствовать несколько разных, не связанных ни стилистически, пи по форме столиков и стульев.

Общая атмосфера комнаты — светлая и спокойная. Другой дворец, также созданный Шинкелем, — дворец кронпринца Фридриха Вильгельма IV в Берлине (1824-1828 гг.). Несмотря на высокий статус здания, его интерьеры — камерные.

Из декоративных мотивов использована роспись, но скромно: немного на потолке с большими светлыми полями и в клеймах по стенам. Сюжеты росписей и декора остаются строго классицистическими, а темами живописных вставок являются грациозные античные нимфы и мифологические сюжеты. В парадных интерьерах присутствует много скульптуры — это некрупные композиции на консолях, объединенных горизонтальными тягами, и над невысокими стенными деревянными панелями, обрамляющими периметр зала.

Камин декорирован белыми мраморными плитами с плоским рельефом гротеска. Стены выше панелей облицованы мрамором, а полы выполнены из паркета (наборные квадраты).

Самым пышным и несколько перегруженным элементом интерьера стала бронзовая люстра с большим обилием деталей на центральном обруче каркаса с хрустальными и стеклянными подвесками. Главными критериями в интерьерах такого стиля были не роскошь и официальность, а функциональность, комфортность, соразмерность с человеком, гармонизированная камерность, соответствовавшая бюргерскому духу. Комнату обычно украшали цветные обои и легкие муслиновые занавески в тон обивки мебели, обрамленные более тяжелыми занавесями с бахромой и кистями.

Стены комнат представляли собой большие плоскости, лишенные каких-либо архитектурных украшений, но простота форм компенсировалась яркостью цвета и красочностью обоев. Мотивами их рисунков были разбросанные по всему полю отдельные цветочки и небольшие букетики, полоски сами по себе и в сочетании с цветами, пальметки, розетки и неброский горошек. Симпатии обитателей зданий отданы большим цветным коврам, создающим активные цветовые пятна в интерьере.

Цветы становятся излюбленной темой, они повсюду: на тканях, обоях, картинах, аксессуарах. Живые цветы устанавливают не только на подоконниках, но и в центре комнаты, на ширмах и перегородках, размещая их в вазах, горшках, длинных цветочницах и разнообразных жардиньерках.

Распространение получают цветочные перегородки: каркас в виде трельяжной стенки обвивают вьющиеся комнатные цветы, разделяющие функциональные зоны. Выращивают маленькие пальмы, крупные и цветущие растения, которые наполняют интерьеры, придают им недостающие декоративные интонации и создают живой уют. Мебель в интерьере группируется в соответствии с функциональными зонами, причем часто предметы не совпадают по стилистике, формам и декору, что не мешает собирать из них комплексы. Характерной чертой является большое количество мебели в комнатах, где она концентрируется в центре или свободно расставляется вдоль стен.

При всем стремлении к простым формам и линиям, рациональности и экономичности стиль бидермайер не лишен внутреннего аристократизма и даже интеллигентности. Они свойственны интеллектуальной и духовной жизни, которой начинает жить общество.