Бидермейер

Идеал буржуазного быта

Идеал буржуазного быта
Оценить статью

imagesТрадиционный идеал буржуазного быта с его умеренностью и рационализмом стал основой формирования нового стиля в мебельном искусстве, первоначально складывавшегося в домах среднего сословия, но вскоре вытеснившего стиль империи даже из дворцов. Особенно отчетливо новое направление, позднее получившее название «бидермайер», выразилось в Германии и Австрии. Его хронологическая привязка к 1815-1848 гг. достаточно условна. Множество изделий самого начала XIX в. по всем стилевым признакам можно отнести к этому направлению, в то время как уже в 1830-е гг. начался поиск форм, соотнесенных с распадом классицистического стиля и подготовленных всеми переменами, которые несло то время (тяготение к эклектике, ретроспективизму и историзму в мебели проявилось в большей степени, чем в интерьере).

Интерьер «хорошего дома» проникается камерностью с оттенком романтизма. Спокойная, скромная и удобная мебель расставлена в свободном пространстве комнаты. Свойственный ампиру дух синтеза, требовавший подчинения каждого предмета архитектурному целому, вытесняется стремлением к уют и целесообразности, добротности и простоте.

Принято считать, что именно в период бидермайера намечается распад понимания стиля интерьера как единства. Разные функциональные Труппы мебели (предназначенные для домашних занятий, отдыха и др.) выполняются с помощью разных композиционных приемов, зачастую одновременно используются чуждые друг другу стилистические формы. Наряд с бидермайером в европейской мебели 1820 -1840-х гг. еще удерживаются традиции классицизма и ампира, но к 1830-м гг. во всех своих проявлениях уже клонятся к закату.

Правда, в усадебном интерьере их используют еще долгие годы, свободно включая в круг самых разных художественных композиций с точки зрения стиля, времени и материала. Такой интерьер не планируется специально и чаще всего не является произведением профессионального архитектора, а складывается стихийно, объединяя старые и новые предметы.

Они, прежде всего, отвечают требованиям удобства, комфорта — порой в ущерб эстетическом вкусу, четким схемам классицизма и ампира. При этом каждый предмет пронизан любовью и заботой, он демонстрирует не только функциональные и конструктивные качества, но и свою «вещную сущность». Предметы становятся небольшими, изящными, не занимают много места и расставляются не столько свободно, сколько удобно.

Они рассчитаны на тесный тактильный контакт с человеком и приятны на ощупь благодаря использованию полированных поверхностей дерева светлых натуральных тонов. С очевидностью сказывается упрощение средств оформления, усиление акцента на утилитарности, практичности, и скорее интимности, чем демократичности. При этом столярное мастерство имеет высокий уровень, а качество вещи становится и его эстетическим критерием.

Все вместе взятое противопоставлено холодной парадности ампира при внешнем сходстве форм и декора. Первое впечатление от стиля бидермайер, что это упрощенный и обедненный поздний ампир, но по сути это уже другое направление и другой этап развития интерьера и мебели.

Ампирные элементы и детали остались, но изменили пропорции, стали смягченными и обрели свойства не монументальных форм, а декоративных украшений. Они стали легкими, порой даже неустойчивыми. Например, ножки столиков и кресел утончаются и изгибаются, получая форму лиры, звериной лапы и т. д. В какой-то степени эпоха бидермайера считается реакцией на официальный, строгий и помпезный ампир, который стремятся заменить практичным и удобным мебельным искусством, близким к демократическим английским традициям и образцам городских жилых интерьеров Австрии, Германии, Дании и Швеции.

На производстве мебели сказывается и увеличивающийся рост потребления, который приводит к использованию простых форм и рациональных удобных конструкций, при утере излишней виртуозности, фантазии и декоративности. Идет переработка форм ампира с целью достижения большего комфорта, в процессе которой архитектурность и строгость стиля утрачиваются.

Именно в этот период в Вене начинает свою деятельность Михаэль Тонет. Новую мебель отличают мягко изогнутые линии, круги, овалы, удобные формы, удачные пропорции, прекрасная полировка больших прямоугольных поверхностей, фанерованных шпоном с красивой текстурой, закругленные углы, добротность и прочность.

В отличие от прежних лет, украшения не отливают из бронзы, а выколачивают из листовой латуни или вырезают из дерева, окрашивают и золотят. Рельеф становится плоским и теряет контрастность, декоративные техники — инкрустация, набор, резьба, золочение — сведены к минимуму.

Небольшое количество скромной бронзы используется лишь в необходимой фурнитуре (ручках, скважинах), которая украшает крупные плоскости. Самая распространенная форма — львиная маска с ручкой-кольцом. Сведены к минимуму и архитектурные элементы (колонны, фронтоны, тяги, карнизы, цоколи), но в особо нарядных секретерах порой устраивают миниатюрные архитектурные композиции.