Бидермейер

Интерьеры особняков

Интерьеры особняков
Оценить статью

ko17_3bВ особняках и больших городских квартирах увеличивается число комнат внутреннего семейного обихода, четко дифференцируются их функции. Появляются помещения, предназначенные для проведения гигиенических процедур, — специально оборудованные ванные и туалетные комнаты. В 1840-е гг. анфиладную планировку начинают воспринимать как анахронизм, не отвечающий комфортабельности, и ее сменяет асимметричная компактная планировка. В старых домах порой закрывают лишние двери, завешивают их коврами и портьерами, загораживают мебелью, желая избежать «коридорности».

Лучшая часть здания отводится, как и раньше, под парадные помещения с более высокими потолками и значительными площадями. Однако в них уже живут, и ими активно пользуются. Пространство больших гостиных делится на зоны, на множество маленьких пространств, каждое из которых обставлено для визитов, отдыха, рукоделия или других целей.

Поэтому в одной комнате могут находиться сразу несколько столов разных форм, несколько диванов и кресла. Именно в эпоху бидермейера европейский обычай пить чай превращается в России в своеобразный национальный обряд, который формирует стандартный набор чайных сервизов и мебельных предметов, таких как столик для самовара. Это было время расцвета вышивального искусства, которым занимались представители всех сословий.

Интерьер украшали многочисленными вышитыми предметами. Даже стены могли обивать вышитыми обоями, драпировками, коврами, шитыми картинами.

Вышивали, как правило, по образцам из популярных гравированных изданий, которые смело перерабатывали и свободно компоновали по-своему. Темы были самыми разными — растительные и орнаментальные композиции, цветы, идиллические пейзажи, портреты, герои литературных произведений и т. д. Крупные многофигурные полотна могли вышиваться годами всеми членами большой семьи.

Вышивали по канве шелком, шерстью и бисером, тамбурным швом, гладью и крестом. И если вышитые обивки диванов, кресел и стульев вошли в моду еще с конца XVIII в., то вышитые вставки в корпусную мебель (шкафы, кабинеты, крышки столов) получили распространение именно в период бидермейера. Позднее появились подушки, шитые крупным бисером и шерстью по канве, с изображениями пейзажей, цветов и собак на ярко-синем фоне.

Особое место вышивка занимала в декоре каминных экранов и ширм: вышитые вставки были излюбленным элементом. Обязательной в русском интерьере была кафельная печь. В более ранний период ее просто вписывали в прямой угол помещения, а позже для нее стали делать круглую нишу.

От классицизма она сохраняла архитектурный декор в виде вазы и орнаментов, который постепенно становился все проще. Чаще всего печи делали круглыми.

Они могли быть кирпичными, белеными или облицованными белыми глазурованными изразцами. Верхнюю часть печи, называемую «зеркалом», украшали рельефные изразцы с изображением классических фигур или античных ваз. Размещение печи в углу позволяло обогревать сразу две смежные комнаты.

Топились они из коридора или подсобных помещений. Камин, создающий ощущение уюта, всегда был роскошью для русского интерьера. У камина не было ни дверок, закрывающих топку, ни высокого «зеркала», сохраняющего тепло, и он требовал много топлива.

Камины складывали из кирпича и белили, часто покрывая сверху мрамором. На каминную полку ставили часы, канделябры, вазы и другие предметы.

Большой популярностью пользовались люстры, но в период бидермайера их делали не из бронзы, как раньше, а из позолоченного папье-маше. Внешне они производили впечатления богатых бронзовых люстр, но были очень легкими и стоили намного дешевле. Изготавливали их в технике бумажной резьбы, повторяя ампирные формы.

Ранние образцы люстр, подсвечников и бра имели четкие очертания, ясные традиционные конструкции и выполнялись из тонко прочеканенной бронзы с мелкими хрустальными стразами. После 1830-х гг. осветительная арматура начала утяжеляться, терять классицистическую ясность из-за измельченности форм и обилия бус.