Бидермейер

Интерьеры в стиле бидермайер

Интерьеры в стиле бидермайер
Оценить статью

bidermeyerИнтерьеры в стиле бидермайер располагались в постройках первой трети XIX в., на которую в России пришелся расцвет зрелого классицизма. В Петербурге в это время работали выдающиеся зодчие А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Тома де Томон, К. Росси, В. П. Стасов, а в Москве — М. Ф. Казаков, О. И. Бове, Е. Д. Тюрин, И. Д. Жилярди, А. Ф. Григорьев и др. В Петербурге дома традиционно имели по три, а иногда пять этажей. Нижний рустованный этаж трактовался как цокольный, а второй и третий часто объединяли портиком из колонн или пилястрами, несущими треугольный фронтон с полуциркульным окном.

Ворота, как правило, располагались в центре въезда во двор, где в форме каре размещались службы, порой превращаемые в отдельные квартиры для сдачи внаем. В Москве дворцов воздвигали мало, зато строились общественные здания — Большой театр, торговые ряды на Красной площади.

Манеж, реконструировалось здание Университета… Необходимость в быстром возрождении города после пожаров и утрат войны обусловливала застройку деревянными домами. Наличие значительных участков земли позволяло создавать дворы с оградами, воротами и садами за домом.

На воротах традиционно изображали львов, перед каменными двухэтажными домами находился парадный двор, а перед одноэтажными часто устраивали палисадник. Теснота этих небольших домов вызвала появление антресолей, мезонинов и разнообразных пристроек. Деревянные дома обшивали тесом или оштукатуривали снаружи и внутри.

Красить предписывалось в «дикий» (светло-серый), «бланжевый» (телесный), палевый и «с прозеленью» цвета. Камень разрешалось белить, а темная окраска была запрещена Комиссией по архитектурным работам. На фасаде здания использовалась лепнина в виде венков, пальметт, дикторских связок (пришедших из Древнего Рима мотивов в виде топориков с пучками прутьев), вмонтированных рельефов с изображениями античных богов и богинь, воинов и героев.

Обязательные портики, русты, замковые камни делали из дерева, штукатурили и покрывали известью. Декоративные архитектурные элементы и лепные детали теперь можно было покупать в готовом виде и быстро монтировать на фасады домов. Парадный вход в вестибюль находился в центре фасада, под колоннадой.

Внутреннее пространство любого жилого дома начиналось с лестницы, часто двухмаршевой, ведущей на высокий второй этаж (бельэтаж). Такое расположение лестницы, применявшееся со времен ампира, создавало ощущение четкой симметрии и монументальности.

Позднее к основной лестнице могли пристраивать побочные лестницы, ведущие на антресоли. Первый этаж был служебным и использовался для прислуги.

Городской дом имел, как правило, два входа — парадный, открывавшийся только для гостей и в праздники, и «черный», повседневный. Парадный вход вел в просторный вестибюль (сени), часто расписанный под мрамор или имевший каменную кладку. За сенями находились лакейская, столовая, а из нее попадали в гостиные и диванную комнаты.

Гостиная была центральным помещением дворянского дома и давала полное представление о его культуре, быте, социальном статусе и вкусе хозяев. Часто вместо дверей комнаты разделялись арками с колоннами, составляя части одного относительно большого парадного помещения.

Цвет окраски стен и обивки мебели давал названия гостиным — Синяя, Голубая, Розовая, Малиновая… Центральный интерьер находился на генеральной линии всего ансамбля, что подчеркивали архитектурные средства — двусветность, дверные проемы, максимально пышное для бидермайера убранство, при этом гостиная оставалась уютной и непринужденной. Обязательным элементом были музыкальные инструменты, главным образом спинеты (небольшие клавесины), модные в Европе.

За гостиной традиционно следовала диванная с мягкими комфортабельными диванами, расположенными по всему периметру комнаты. В комнате помещали подставки для курительных трубок с длинными мундштуками, предлагаемые вышедшим из-за стола гостям.

Как правило, в диванных собирались мужчины для бесед, которые сопровождались курением, разрешенным в обществе лишь с 1830 г., да и то не повсеместно (прежде курили только дома). За гостиной и диванной комнатами обычно находился кабинет хозяина, совмещенный с библиотекой (отдельной комнаты для нее уже не устраивали) — книги располагались в высоких пристенных шкафах. Из мебели в кабинете помимо письменного стола или столов, которые предпочитали устанавливать по несколько штук, имелись диван или софа.

Над нею часто вешали ковер с коллекцией оружия, делая симметричные декоративные композиции из сабель, шпаг, пистолетов, ножей и т. д. Гордостью хозяина могла быть этажерка с чайным сервизом, старинными бокалами, фарфоровыми статуэтками производства Мейсена и Севра, российских заводов Ф. Я. Гарднера и А. Г. Попова. Наконец, в кабинете хранилась масса диковинок, коллекций самых разных предметов.