Бидермейер

История стиля

История стиля
Оценить статью

bider7По одной из версий, название стиля происходит от имени скромного немецкого обывателя, вымышленного персонажа из сочинений поэта Л. Эйхродта. Он соединил части двух слов из стихотворения В. Шеффеля (Biedermann и Bummelmeier) в своем псевдониме, впервые появившемся при публикации сатирических стихов «Biedermeiers Liederlust» («Увеселительные песенки Бидермайера»). Этот псевдоним, в дословном переводе означающий «бравый господин Майер», олицетворяет собой типичного представителя сословия преуспевающих буржуа.

Как художественное стилистическое явление бидермайер занимает особое место и принадлежит в большей мере немецкому и австрийскому искусству. Оно получило широкое распространение и повлияло на формирование европейского искусства XIX в., особенно в Германии, Австро-Венгрии, странах Восточной Европы, Скандинавии и России. Центрами развития стиля стали Берлин, Мюнхен, Дрезден, Вена и Копенгаген.

В первой половине XIX в. сосуществовали сразу несколько художественных течений. Среди них лидировал романтизм, а среди прочих можно назвать далекие от него поздний классицизм, сентиментализм, натурализм и зарождающейся реализм. Это повлияло на определение бидермайера: его называли то поздним ампиром то ранним реализмом.

В Европе после войны стали крепнуть средние слои общества. Элементы буржуазного быта, мир добротных и удобных вещей, спокойная размеренная жизнь были актуальны для всех.

В это время типично буржуазные элементы проникали во дворцы аристократов, нарождалась и крепла разночинная интеллигенция, росли финансовые и промышленные капиталы. Стиль бидермайер появился в период военного и политического затишья, сосредоточения на философии и искусстве, развитии торговли и производства, в период стабилизации частной жизни, создания достатка, жизненной устроенности и комфорта обычного человека.

Европейские буржуа сознательно отстранялись от политической и общественной жизни, гражданских идеалов и служения государству, от активных социальных устремлений. Негласно культивировались идеалы тихой, уютной, бюргерской, созерцательной жизни.

Это была эпоха безвременья: с одной стороны, распада величественного, помпезного ампира, а с другой — нарождения мира простых семейных радостей, скромного и уютного быта. Вместо показной пышности и столичного величия бидермайер реализовал идею простоты и практичности, а потому его часто именовали провинциальным и стилем «гармонии малого мира». На формирование стиля повлиял и немецкий романтизм — обращение к национальному прошлому, рождающему романтическую мечтательность.

Он воплотился в повседневной жизни немецких бюргеров, в их сентиментальной чувствительности, породив редкостное единство духовного и предметного мира человека. В середине XIX в. термин «бидермайер» часто употребляли как синоним буржуазности, вкуса и образа жизни третьего сословия.

В то время практически не строили дворцов — распространение получали маленькие здания без декоративных излишеств, быт сосредоточивался в городских квартирах, состоящих из 10-12 комнат. Порой встречались весьма резкие оценки бидермайера как ограниченного и мещанского стиля.

Долгие годы его соотносили с банальностью, сводившим на нет романтическую мечтательность. В последнее время произошла положительная переоценка этого стиля. Выставки в крупнейших музеях мира, посвященные бидермайеру, изменили представление о масштабах явления, позволили воспринять его как объединяющее направление искусства второй четверти XIX в. Характерные черты бидермайера проявились в живописи, литературе и, особенно, в убранстве интерьера.

Ориентация на частную жизнь человека и его быт обусловила их поэтизацию, породила стремление к индивидуальности среды обитания и облика вещей, к камерности человеческих взаимоотношений. В свою очередь, это привело к созданию атмосферы «тихой радости бытия и тепла домашнего очага», к культивированию душевного покоя и идеалов личного счастья. В дворянской среде идеализировали мир вещей.

Быт, свободный от светских условностей, стал мечтой, которая продолжалась в процессе формирования новой личности в эпоху романтизма. Человек той поры, осознавая себя обновленным, моделировал быт в единстве с общими духовными процессами, облекал романтикой все формы своего существования.

Все более значимую роль играли частная жизнь и дом, скромная обстановка городских квартир, уютных особняков и дворянских усадеб. Бидермайер воплощал в себе стремление к бытовому комфорту, уюту, которое выражалось не столько в изобретении новых форм, сколько в восприятии интерьера и дома как модели мира, в насыщении их функциональными и декоративными вещами, книгами и произведениями искусств, ностальгическими предметами, знаками общения и привязанности. Организация жизненного пространства, планировочные схемы и предметное наполнение изменялись под влиянием и практицизма, и поэтических настроений.