Бидермейер

Мебель бидермайера в России

Мебель бидермайера в России
Оценить статью

1Мебель бидермайера достигла в России высокого уровня. Генетическая связь с ампирной мебелью, которая стала для русского искусства непревзойденной вершиной мастерства, была очевидной, но явно прослеживалось и влияние английских образцов буржуазной мебели с их тягой к рациональным емким формам. Формы кресел, стульев и диванов стали более простыми и даже грубоватыми, безупречные пропорции ампира исказились.

Часто употреблялась пропилочная форма боковых сторон кресел, заимствованная в поздних работах Шератона. Первоначально воспроизводились образцы Шератона, Хеплуайта, Смита, но постепенно наряду с ними снова появились изделия с изогнутыми формами и точеными деталями. Разрабатывались и чисто русские формы мебели.

Позже возник «готический» декор, зародился стиль неорококо, что свидетельствует о появлении уже в период бидермайера тенденций историзма как отражения романтических идеалов. Еще в конце 1810 г. Стасов ввел конструкцию стула, кресла и дивана с так называемой боковой рамой, которая придавала мебели характерный пластичный профиль, отдаленно напоминающий формы греческого клисмоса. Эта конструкция широко распространилась и пользовалась большим успехом на протяжении 1830-1840-х гг. В обеих столицах работали известные мебельные мастерские: в Москве — П. Споля, в Петербурге — В. Бобкова, И. Баумана, Ф. Гроссе, А. Тура.

Самым известным мастером стал Генрих Гамбс, делавший удобную мебель с плавными изгибами. Гамбс приехал в Россию в 1890-е гг., а прежде работал у знаменитого немецкого мебельщика Давида Рентгена в Нейвиде. В 1810 г. он стал придворным мебельщиком и вместе с сыновьями организовал собственную фирму.

Его диваны, кушетки, шезлонги, кресла и стулья, которые прослужили до 1910-х гг., были по достоинству оценены последующими поколениями за комфортабельность. Работы Гамбса отличались оригинальными замыслами, чистотой отделки, тонким вкусом при подборе дерева, умением сочетать архитектурное искусство с мебельным мастерством.

Кроме известных мастерских существовало множество малоизвестных, в которых работали обученные столярному делу крепостные мастера. Основными критериями качества считали удобство мебели. Мастера бидермайера увлекались конструированием многофункциональной и трансформирующейся мебели — столов с выдвижными или откидными столешницами, шкафов, секретеров и кабинетов с разными по форме ящиками, нишами и потайными отделениями.

Широко применялась техника фанеровки. Тонкими листами фанеры ценных пород покрывали лицевые поверхности предметов из сосны или березы. Благодаря использованию высококачественной фанеры стенки мебели не коробились.

Высокий уровень мебельного мастерства периода бидермайера проявился в прекрасной работе с материалами и отделками. Никогда еще естественная красота дерева не ценилась так высоко, как в то время.

В Европе предпочитали светлые породы дерева: черешню, грушу, клен, тополь, ясень. Россию же отличала любовь к красному дереву, а из карельской березы, которую активно применяли в предыдущий период, стали изготавливать намного меньше вещей.

В качестве набивочного материала мягких элементов использовали упругий конский волос, а для обивки — ситец с цветочным рисунком или более строгий репс. Возникла мода прибивать ткань к изделию гвоздями с белыми фарфоровыми шляпками.

Корпусной мебели было много — от двустворчатых шкафов до всевозможных буфетов, секретеров, бюро и т. д. Кровати делали, как традиционные, с формами ампирной ладьи, так и с прямыми поверхностями и одинаковыми по высоте спинками. Любимым занятием было чтение, кроме того люди много и охотно писали, поэтому появилось большое количество письменных столов с самыми разнообразными формами, конструкциями, размерами, формой опор. Предпочтение отдавали круглым столам на многоугольной опоре.

Помимо обеденных и письменных столов, изготавливали курительные, рабочие, игральные, цветочные столы круглой, овальной, прямоугольной формы. В связи с увлечением комнатными цветами и живой зеленью распространение получили всевозможные жардиньерки и ширмы-перегородки, увитые легкими растениями.

К 1830 г. мебель в интерьере начинает образовывать отдельные группы, заполняющие пространство комнат и лишающие их былой парадности, что намечает путь от интерьера аристократического дворца к частному жилому интерьеру. Начинаются поиски новых форм, выражающих переход от романтизма к историзму и эклектике.