Бидермейер

Мотивы орнаментов

Мотивы орнаментов
Оценить статью

SONY DSCМотивы орнаментов схожи с применявшимися в период ампира — это лебеди, грифоны, лиры, рога изобилия, ветки, гирлянды, корзины. Особой популярностью пользуется реалистично трактованный растительный орнамент. К 1820 г. в орнаментальной резьбе практически не употребляются фигуры животных и птиц, а ведущая роль переходит к особым пальметкам, розеткам, стилизованным лирам и рогам изобилия, состоящим из собранных в пучки листьев аканта.

Непременными становятся живописные вставки, которые украшают шкафы, секретеры, столики. Различные вышивки вставляют за стекла в ширмы, столешницы столов, дверцы шкафов, каминные экраны и т. п. Скупая пластика и декор противопоставлены гладким поверхностям предмета. При изготовлении мебели используются породы дерева светлых нежных тонов с едва выраженной текстурой, местные плодовые деревья — черешня, груша, а также клен, тополь, ясень; традиционные красное дерево и орех также остаются в употреблении.

Главными идеями, на которых были основаны новые мебельные формы, стали благородная простота, стремление выявить монолитность масс, придать статичный характер, подчеркнуть нарочито однообразный ритм, дающий ощущение покоя. Декор компоновался на поверхности плотными пятнами без нарушения целостности формы. Основными достоинствами стали считать красоту смягченных комфортабельных форм, благородство натуральных добротных материалов и высокий уровень столярного мастерства.

Корпусная мебель больше других мебельных изделий сохраняет черты ампира, но лишается его помпезности и пышности, становится меньшей по размерам. Наряду с традиционными шкафами и секретерами получают распространение горки, остекленные с трех сторон и служащие витринами для показа небольших вещей из фарфора и серебра, сувениров и т. п., собирательство которых становится обязательным для каждого состоятельного владельца дома. Простые формы и линии, свободные от декора поверхности предметов позволяют полнее выявлять естественную красоту текстуры дерева.

Корпус предмета имеет простые геометрические формы; боковые стенки и дверцы выполняются либо рамочно-филенчатыми (с простыми, не профилированными рамками), либо сплошными (щитовыми), без каких-либо членений. Встречаются элементы в виде карнизов, тимпанов, колонок или пилястр, гладких и массивных опор.

Комоды того времени ничем не примечательны. Намного разнообразнее и представительнее — книжные шкафы, в которых сказывается влияние английских образцов Шератона с большими стеклянными створками и простым геометрическим рисунком переплетов. Витрины и книжные шкафы тяготеют к трехчастному делению.

Корпусная мебель (посудные, платяные и бельевые шкафы) имеют совершенно гладкие формы, фиксированные пилястрами углы, скромные невысокие фронтоны и арки, напоминающие фасад античного дома, которые иногда декорируют вставками из темного дерева — аналогично декору из классической карельской березы.