Бидермейер

Общественные здания

Общественные здания
Оценить статью

DSC019507567856766У истоков бидермайера как художественного стиля стоят два выдающихся немецких архитектора того времени — Карл Фридрих Шинкель (1781-1841 гг.) и Лео фон Кленце (1784-1864 гг.), ученики берлинского архитектора Фридриха Гилли, в свою очередь воспитанного на поэтике революционной французской архитектуры. Именно им принадлежит ведущая роль в формировании как архитектуры бидермайера, так и его интерьера и всего интерьерного убранства, создававшихся с учетом неразрывного единства проектного замысла. Карл Шинкель проектировал общественные здания, церкви, дворцы и особняки немецкой аристократии.

Его выдающимся произведением стал Старый музей в Берлине. Мюнхенский архитектор Лео фон Кленце известен не только частными и общественными постройками, проектом реконструкции города, но и созданными им крупнейшими европейскими музеями. Именно он был строителем мюнхенских Пинакотеки и Глиптотеки, двух крупнейших музеев своего времени, что повлекло за собой его приглашение в Россию для строительства Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Музей в России создавался по архитектурному проекту и концептуальному замыслу Кленце на основе новейших архитектурных и технических достижений, включая в себя комплекс блистательных и разнообразных музейных интерьеров. Шинкель и Кленце первыми приступили и к проектированию светлой, простой, смягченной по формам, функциональной и удобной мебели, которая стала прообразом мебельных форм бидермайера.

Стремление к простоте, комфорту и уюту сказалось на интерьерах жилых помещений всех слоев общества, включая высшую аристократию, и отразилось в дворцовых постройках. Строгий этикет и представительный быт сословной аристократии вытеснялись более частным, лишенным прежней церемонности и условностей.

Анфилада постепенно уступала место более скромным и удобным планировочным решениям. Тенденция к интимности, даже к обыденности прослеживалась в резиденциях и дворцах. Классическим примером особняка в стиле бидермайер может служить дворец Тегель в Берлине (1820-1824 гг.), построенный К. Ф. Шинкелем.

Небольшой трехэтажный особняк был построен на месте старой помещичьей усадьбы по заказу семейства известного ученого, основателя Берлинского университета, видного политического и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта. Сдержанное прямоугольное здание из белого неоштукатуренного кирпича имело четыре квадратные выступающие башни-пилона с высокими узкими окнами и изящными рельефами над ними на мифологические темы — в виде крылатых Слав. Средняя часть дома понижена, что позволило добиться ступенчатой структуры, обогащающей общую архитектурную композицию.

Интерьер формируется сквозной галереей в эллинистическом стиле. Она оформлена в виде античного атриума с дорическими колоннами (они разделяют пространство на три разновеликие зоны), с проемами, кессонированными потолками и наборными мраморными полами.

В облицованные мрамором стены вмонтированы крупные рельефы на мифологические темы. Повсюду на монументальных мраморных постаментах расставлены античные статуи или их фрагменты, собирательство которых было повсеместным увлечением.

Наподобие греческих или римских образцов возле стен расположены крупные мраморные скамьи с подлокотниками в виде крыльев грифонов с мощными львиными лапами. В центре расположена античная тумба-бассейн с тематическим круговым рельефом.

В других интерьерах замка просматривается влияние бидермайера. Так, в античной галерее использованы обилие мрамора и гипса, вмонтированные в стену рельефы, изящно разработанные порталы дверей с мраморным обрамлением. Светлая изящная гризайльная роспись потолка, имитирующая кессоны, удачно сочетается с паркетными полами.

При этом в центре зала стоит диван-софа со спинкой посередине, позволяющая удобно сидеть то на одной, то на другой стороне и созерцать античные скульптуры. Расставленные по стенам стулья придают камерный характер интерьеру.

Интерес представляет и интерьер кабинета хозяина дома. Он отличается достаточным лаконизмом убранства — светлые крашеные стены, деревянные дощатые полы, скромная прямоугольная кафельная белая печь, на которой возвышается античный торс, рельефы на стенах и в стенах, крупная фигуративная скульптура на постаментах. Сам интерьер лишен всех притязаний на декоративность.

Мебельное убранство состоит из нескольких книжных шкафов, дивана и поставленных в центре двух письменных столов, которые отвечают лишь удобству и привычкам хозяина дома.